Опрос крупных производителей показал, что бизнес намерен развиваться, осваивать новые рынки и вкладывать деньги в маркетинг. При этом большинство компаний собирается повысить цены. Лимит повышения – 25%. Больше чем на четверть планируют увеличить стоимость товара не больше 4% производителей.
При этом Минэкономразвития прогнозирует инфляцию на 2024 в размере 4,5%, а экономисты считают, что показатель достигнет за год 5,2%. В марте рост потребительских цен, по оценкам Росстата, замедлился и составил 0,06%. С начала года цены выросли только на 1,66%. Озвученные планы бизнеса могут не соответствовать реальности, прогнозам и расчетам госорганов, по итогам 2023 года инфляцию оценили на уровне 7,42%.
Планы бизнеса на год
Специалисты корпоративно-справочной системы для финансистов «Актион Финансы» провели в феврале опрос 500 топ-менеджеров крупных компаний с годовым оборотом от 100 миллиардов рублей. В исследовании приняли участие руководители фирм, специализирующихся на оптовой и розничной торговле, энергетике, производстве. Их спрашивали о планах на текущий год. Участники опроса предлагали односложные или развернутые ответы и могли выбрать несколько вариантов.
Наиболее важные ответы представителей бизнеса:
- больше половины, около 60% опрошенных, намерены выйти на новые рынки. Каждая пятая компания планирует расширить географию продаж, прежде всего, за счет новых регионов и азиатских стран, Китай и Индию назвали 12% и 5% респондентов соответственною. Еще 4% топов заинтересованы в торговле с африканскими странами;
- чтобы усилить свои позиции и нарастить продажи, компании намерены: задействовать новые сегменты своего рынка (41%), увеличить бюджеты маркетинга, рекламы (36%, то есть, каждая третья фирма), 35% предпринимателей размышляют над новыми каналами сбыта, и еще примерно треть бизнесменов собирается расширять деятельность за счет охвата новых направлений.
Только примерно каждый десятый вообще не рассматривает наращивание продаж.
Планы по повышению цен
Опрошенные руководители озвучили следующие намерения:
- 22% компаний не думают над повышением цен, стоимость на свои товары и услуги, скорее всего, они оставят прежней;
- 78% опрошенных руководителей признались, что намерены повысить цены на продукцию. Причем над повышением в пределах от 15 до 25% думает почти каждый десятый топ-менеджер. 36% респондентов не намерены поднимать цены выше, чем на 10%, 30% говорят о повышении примерно на 10-15%, 4% опрошенных называли цифру от 25% и выше.
Конкретные названия компаний сервис не приводит, как и данные о сферах и отраслях, где ожидать повышения цен. Эту информацию можно почерпнуть из других источников: оценок специалистов и экономистов, о них позже.
Какие затраты увеличит бизнес
По данным аналитиков корпоративно-справочной системы компании также планируют серьезно пересмотреть бюджет. В частности, озвучены такие планы:
- более половины компаний нарастят затраты на рекламу и маркетинговые исследования. Что касается конкретных цифр, то расходы увеличат примерно на 10-15%;
- продвигать товары и продукцию предприятия собираются, в основном, через сервисы «Яндекс» и мессенджер Telegram. Кроме того, будут задействованы в той или иной степени специализированные онлайн-платформы, планируется проводить офлайн-встречи для клиентов;
- приятная новость для сотрудников – каждый пятый опрошенный заявил о возобновлении корпоративных мероприятий в текущем году.
Разворот на восток на самом деле обернулся разворотом в сторону стран БРИКС, куда входят помимо России Китай, Иран, ОАЭ, Египет, Индия, Бразилия и еще несколько стран. Прошлый год прошел под знаком укрепления сотрудничества в рамках этого объединения.
Из этих цифр можно сделать выводы, что в 2024 году будут востребованы должности продажников и маркетологов, есть смысл приглядеться к профильным площадкам, сервисам Яндекс и рекламе в Телеграме, эти сферы имеют перспективы.
Бизнес рассчитывает повышение цен
В то же время некоторые конкретные представители бизнеса признают, что даже повышение на 5% проходит сложно. Например, такое заявление сделал директор Кореновского молочно-консервного комбината изданию «Коммерсант». Он сообщил, что для этого требуется согласование новых коммерческих показателей, кроме того, потребитель не всегда готов покупать товары по новой цене и просто отказывается от них.
Что касается одежды и обуви, то в 2023 году цены этой категории товаров выросли примерно на четверть из-за подорожания логистики, аренды, тканей. В 2024 году цены вырастут примерно на 10-15%, в том числе, из-за необходимости индексации заработка на фоне нехватки персонала. Без повышения цен рентабельность производства снижается. Аналогичная логика примерно во всех отраслях, где-то дополнительно требуется модернизация.
В каких отраслях ждать повышения цен в 2024 году
Эксперты считают, что в текущем году дополнительно подорожает:
- стоматология, примерно в полтора раза из-за курса валют и изменения цепочек поставок;
- автомобили из-за повышения утильсбора;
- электроника за счет повышения экосбора и курса валют, параллельного импорта. Сэкономить на обновлении техники можно за счет акции обмена старой техники на новую;
- недвижимость, в том числе, аренда. Выгоднее брать льготную ипотеку;
- образование из-за индексации заработка преподавателям, подорожания аренды и т.д.
Стратегия экономии включает разные варианты, в том числе, использование акций, предложений, скидок, ведение финансовых дневников и т.д.
Кто платит за нападение бродячих собак — обзор последних случаев