Электронный документооборот постепенно вытесняет обычный, потому что он удобнее, оперативнее и эффективнее. Однако для полноценного ведения дел онлайн нередко необходима электронная подпись.
Технологии их выпуска постепенно становятся более доступными для обычных пользователей. Разработка и запуск в 2021 году приложения Госключ стало важным шагом на этом пути. Сервис бесплатный, интегрирован с порталом Госуслуги и вообще удобен. Приложение постоянно совершенствуют. Сейчас оформление Госключа стало возможно в отделениях банков и Многофункциональных центров. Подробнее о преимуществах и работе Госключа далее в статье.
Что такое Госключ
Такое название получила система, не имеющая на настоящий момент аналогов. Это мобильное приложение, через которое можно оформить сертификат электронной подписи. Причем это бесплатная услуга, можно получить как неквалифицированную, так и квалифицированную электронную подпись.
Большое преимущество этого приложения в том, что ключи электронной подписи хранятся в приложении. Подпись формируется за счет взаимодействия аппаратной части мобильного устройства совместно с функционалом приложения с порталом Госуслуги. Поэтому внешние носители в виде флешек и токенов не нужны, так же как и СМС-пароли. Все функции приложение выполняет дистанционно, дублирование в бумажном варианте не требуется, достаточно электронного формата.
В настоящий момент все эти преимущества доступны только на мобильных телефонах, сматрфонах, с компьютера Госключ не загрузить. Можно скачать приложение в App Store, Google Play и на других площадках.
Функционал у Госключа внушительный, им пользуются граждане и организации, приложение позволяет подписывать документы, в том числе, договоры, обращаться в госорганы за государственными услугами. Сертификаты электронной подписи с его помощью получили уже порядка 10 миллионов пользователей.
Как отстоять авторские права на фотографию — что говорит закон?
Для чего нужен Госключ
При помощи Госключа можно получить госуслуги, заключить договор, в том числе, ипотечный или купли-продажи автомобиля, перевести кадровую документацию в электронный режим и т.д.
В частности, квалифицированная электронная подпись гражданам пригодится для:
- регистрации бизнеса;
- направления запрета на совершение сделки с недвижимостью без личного присутствия сторон;
- оформления ипотеки;
- регистрации права собственности на купленную недвижимость;
- направления в ЗАГС заявления об оформлении развода, в том случае, если между супругами нет разногласий по этому решению;
- обращения в суд;
- и для многого другого.
Неквалифицированная электронная подпись позволяет активировать сим-карты, подписывать трудовой контракт и другие кадровые документы, подписывать согласие о получении налоговых уведомлений на Госуслугах, регистрировать договор купли-продажи авто, оформлять компенсации по ОСАГО и т.д. В каких случаях применяется квалифицированная подпись, а в каких достаточно неквалифицированной, определяет закон.
Бизнес может настроить с его помощью документооборот, электронную отчетность, обмен сообщениями с партнерами, клиентами и госорганам. Преимущество в том, что это доступная, мобильная и бесплатная технология, которая полностью заменяет электронные подписи, выдаваемые удостоверяющими центрами. Сертификаты Госключа имеют аналогичную юридическую силу.
За что могут оштрафовать дачников — обзор запретов на 2024 год
Как выпустить сертификаты электронной подписи при помощи Госключа
Для работы с Госключом потребуется регистрационная запись на Госуслугах и смартфон, мобильный телефон.
Чтобы начать работать с приложением, нужно его скачать, войти в сервис, используя логин и пароль от портала Госуслуги. Потребуется авторизация, чтобы ее пройти достаточно ввести полученный по СМС код. Далее нужно поставить галочку о согласии с условиями лицензионного соглашения и придумать отдельный пароль для сервиса.
Чтобы выпустить неквалифицированную подпись, нужен доступ к Госуслугам и телефону, российский номер которого привязан к учетной записи на портале. Именно номер этого телефона понадобится для активации приложения. Чтобы получить подпись, нужно следовать подсказкам на экране, потребуется только запустить генерацию случайного числа. Фактически подпись уже сформирована автоматически.
С квалифицированной немного сложнее, так как требуется подтверждение, идентификация личности. Без этой процедуры не обойтись, она предусмотрена в законе для всех. Можно пройти ее онлайн, дистанционно: по загранпаспорту нового образца через мобильный с NFC, или по биометрическим параметрам, если биометрия подтверждена, внесена в специальный реестр. Также можно пройти идентификацию личности лично, теперь и в отделениях банков и Многофункциональных центров.
Оформление в банковских отделениях и в МФЦ
Раньше идентификация личности была доступна только дистанционно, онлайн, при выполнении условий: наличие специальных документов и оборудования. Это было не всегда удобно и ограничивало пользователей.
Поэтому Минцифры предусмотрело возможность прохождения процедуры очно в отделениях банков-партнеров и МФЦ. На карте портала Госуслуг в соответствующем разделе можно увидеть ближайшие отделения. Напомним, что для прохождения процедуры потребуется общегражданский паспорт. Визит понадобится только однократный, в дальнейшем можно пользоваться приложением онлайн.
Когда могут обратить взыскание на единственное жилье должника