В Государственную Думу группа депутатов внесла законопроект №468229-8, который предусматривает ряд масштабных изменений в разных сферах жизни. Фактически он предлагает ограничить использование иностранных слов. Причем не только чиновникам в официальных документах, такой закон уже есть, но и бизнесу в рекламе, проектировщикам в строительных документах, СМИ в трансляциях и т.д.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов раскритиковал законопроект сразу по нескольким пунктам. Подробнее далее в статье.
Предложения законопроекта
Авторы законопроекта №468229-8 предлагают внести поправки сразу в несколько законов:
- в основах законодательства о культуре указать на объединяющую роль русской культуры и русского языка в историческом сознании многонационального народа РФ. При этом прописать, что РФ гарантирует сохранение самобытности всех народов и общностей России;
- в законе о защите прав потребителей уточнить, что информация, предназначенная для публичного ознакомления потребителей (в том числе, о потребительских свойствах товара и акциях), приводится на русском языке. При этом продавец вправе ее дублировать на других языках, но содержание должно совпадать. На фирменные знаки, знаки обслуживания и товарные знаки правило не распространяется;
- в законе о рекламе установить, что информация в рекламных предложениях на иностранном языке должна быть равнозначной по содержанию информации в рекламе на государственном языке РФ;
- в законе о СМИ определить, что трансляция информационных программ на «общероссийских обязательных общедоступных» телеканалах осуществляется на государственном языке РФ или регионов РФ (если это региональные программы);
- в Градостроительном кодексе прописать использование государственного языка РФ в территориальных планах. Наименования объектов любого значения: федерального, регионального, местного должны быть написаны на русском языке, как и наименования элементов планировочной структуры.
Также предлагается закрепить обязательное использование русского языка в коммерческом обозначении, за исключением фирменного наименования в его составе.
Не приближайся! Примут ли в России закон против сталкеров?
Критика законопроекта
В пояснительной записке указано, что законодательная инициатива направлена на укрепление позиций русского языка. Авторы намерены ограничить употребление англицизмов в рекламе, СМИ, а также при обозначении кварталов, микрорайонов. Законодатели прямо указывают, что наименования жилых комплексов должны приводиться в проектной документации исключительно на русском языке.
Что касается рекламы и информации продавцов, выполненной на иностранных языках, то ее предлагается обязать дублировать на русском, по аналогии с этикетами на товарах. Авторы также считают, что закон поможет избавить дикторов СМИ от речевых и лексических ошибок.
Б. Титов отметил, что законопроект ставит несколько вопросов, например, финансового плана, ведь предпринимателям придется перевыпускать все рекламные материалы. Кроме того, он обратил внимание, что дублирование вывесок, в отличие от этикеток, сделает рекламу громоздкой и нелепой. Также он подчеркнул, что в рекламе обычно используются только слова, а не фразы целиком на иностранном языке. Проблемным остается вопрос, какие слова считать русскими, например, является ли таковым коттедж и какая замена есть для «таун-хауса».
Будет ли единый закон о тишине в России — обзор законодательной инициативы