Электротакси заказывали? Обзор законопроекта Минтранса о внедрении электромобилей в такси

Электротакси заказывали? Обзор законопроекта Минтранса о внедрении электромобилей в такси - 1 Документы

Рынок такси в России успешно развивается. В отличие от сектора общественного транспорта он очень быстро модернизируется, пополняется новой техникой и становится востребованной сферой деятельности.


Для регулирования применения такси год назад был принят отдельный закон ФЗ-580 от 29.12.2022г., который только недавно начал применяться. Тем не менее уже появилась инициатива по дальнейшему совершенствованию законодательства. В Минтрансе задумались об экологии и популяризации электрокаров. На Портале проектов нормативных актов размещен законопроект о внесении изменений в закон о такси, разработанный ведомством.

Законопроект Минтранса

Законопроект пока не внесен в Госдуму, он только опубликован на Портале проектов нормативных актов. Сейчас проходит стадия общественного обсуждения, то есть, любой заинтересованный гражданин вправе оставить отзыв об инициативе.

Документ разработан не только Минтрансом, в его создании участвовали и другие ведомства. Он предусматривает поправки к новому закону о такси, дополнение ФЗ-580.

Рассмотреть вопрос о наделении регионов правом утверждать квоты на электромобили в такси, общественном транспорте, каршеринге поручил Правительству президент В. Путин. Глава государства сделал это по итогам заседания президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта, прошедшего 18 сентября 2023 года.

Дать такое поручение просил президента мэр столицы С. Собянин. Градоначальник посчитал, что подобная мера позволит плавно перейти от одного вида машин к другому, а также простимулировать производителей электромобилей, которых сейчас в России уже трое.

Внедрение электрокаров на рынок такси

Законопроект Минтранса предлагает ввести в закон о такси новую статью, 9.1, и внести поправки в уже действующие нормы.

В совокупности получается следующая инициатива:

  • региональные власти наделяются правом устанавливать квоты по количеству электромобилей и по количеству локализованных машин в парке такси (в соответствии с реестром). Локализованные автомобили – это транспортные средства, произведенные на территории Российской Федерации;
  • квота определяется исходя из общего количества машин, числящихся в реестре. Методику расчета утверждают также регионы;
  • если внесение сведений в реестр такси приведет к нарушению квоты, то принимается решение об отказе внесения сведений в реестр.

Если включение бензинового автомобиля или импортного транспортного средства в реестр приведет к нарушению квоты, последует отказ. Квота – это фактически минимальное количество ТС в реестре.

При этом согласно ст. 9.1 законопроекта установление минимума электромобилей и локализованных машин в реестре является правом, но не обязанностью региональных властей. Если таким правом местные органы власти решат воспользоваться, они должны издать отдельный нормативный акт.

Мнение экспертов

Представители госорганов пока считают преждевременным комментировать еще даже не внесенную в Госдуму инициативу. А вот некоторые эксперты уже высказываются. Многие из них считают разработку Минтранса неисполнимой.

Замечания к инициативе следующие:

  • пока в России не выпускают достаточного количества электромобилей, чтобы удовлетворить потребности всех регионов. С. Собянин говорил о трех производителях;
  • квоты приводят к регулированию рынка и нерыночному ценообразованию. Дополнительные расходы в результате компенсируют за счет повышения цен на поездки;
  • регионы вряд ли заинтересуются предоставленными возможностями;
  • в качестве меры поддержки отечественного производителя мера также выглядит сомнительно. Парк такси, итак, в основном, состоит из отечественных автомобилей в большинстве регионов. Оптимальным способов поддержки была бы помощь заводам-изготовителям напрямую.

Однако предложения по внедрению электромобилей не единственные, и другие поправки также вызывали критику экспертов.

Другие предлагаемые поправки в закон о такси

Правительствам городов федерального значения (и граничащим с ним субъектам РФ) предлагается предоставить дополнительное право по установлению требований к возрасту авто, используемого для такси. Городами федерального значения на текущий момент в Российской Федерации являются: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Сейчас по закону о такси регионы вправе устанавливать дополнительные требования к машинам такси по внешнему виду и экологическому классу. Это уже вызывает споры, так как в некоторых регионах утвердили конкретный цвет машин, что представители рынка считают необоснованным и затратным при исполнении.

Требования к возрасту авто могут привести к росту затрат перевозчиков, которые опять же переложат на клиентов. При этом средняя стоимость нового ТС – 3 миллиона рублей. Расходы на приобретение новых транспортных средств неизбежно будут заложены в стоимость поездок. Если же не будет новых машин в парке, станет меньше предложений и тоже поднимутся цены.

Очевидно Минтранс увидел в такси драйвера по внедрению машин на электрической тяге. Кроме того, в ведомстве рассуждают, что введение квот приведет к развитию инфраструктуры и увеличению количества зарядных станций. Что, опять же, станет толчком для перехода на электромобили. Однако эксперты сомневаются в эффективности подобных мер популяризации более экологичных автомобилей.

Глушенкова Юлия Геннадьевна
Образование: Уральский государственный юридический университет
(ФГБОУ ВО «УрГЮУ») г. Екатеринбург, специальность юриспруденция, год окончания 2001.
Представитель в судах по гражданскому и семейному праву, автор статей юридической тематики на популярных сайтах.

Оцените автора
ProGov.Ru
Добавить комментарий