В Государственную Думу внесен законопроект, который имеет все шансы стать действующим нормативным актом. Речь идет о предложении исключить применение административного ареста по отношению к одиноким отцам малолетних детей. Он уже получил в целом положительный отзыв Кабинета Министров (при условии исправления ряда недостатков).
Авторами законопроекта №662244-8 стали депутаты от фракции «Единая Россия». Документ внесен в нижнюю палату российского парламента 03.07.2024 года, сейчас проходит процесс согласования и сбора отзывов, первое чтение еще не назначено. Подробнее об данной инициативе депутатов далее в статье.
Предложения по изменению законодательства
В действующем российском законодательстве предусмотрена такая мера наказания как административный арест. Он назначается по Кодексу об административных правонарушениях за некоторые административные проступки, перечисленные в КоАП РФ.
В ст. 3.9 КоАП РФ указано следующее:
- административный арест – это содержание нарушителя под стражей в изоляции от общества;
- его срок не превышает 15 дней, за некоторые правонарушения (нарушение установленного порядка проведения собраний, организация массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, повлекшая нарушение общественного порядка, нарушение требований режима ЧС, КТС, военного положения, нарушения в области законодательства о наркотических и психотропных веществах) может быть назначен административный арест на срок до 30 суток;
- этот вид наказания назначается только судьей;
- в срок административного ареста включают срок административного задержания. Это не вид наказания, а мера обеспечения производства по делу, представляет собой кратковременное ограничение свободы на срок от 3 до 48 часов в ряде случаев.
Административное задержание должно обеспечить правильное рассмотрение правонарушения, а административный арест – справедливое наказание.
Какая норма действует сейчас
Не ко всем нарушителям допускается применять административный арест, так как это довольно жесткая мера, связанная с ограничением передвижения, свободы человека, пусть и на достаточно непродолжительный срок. Поэтому административный арест рассматривается как исключительное наказание, по ряду правонарушений, это прямо указано в кодексе.
В отношении кого суд не имеет права назначать административный арест:
- беременные женщины;
- женщины, имеющие малолетних детей, то есть, не достигших 14 лет. При этом в статье не указан дополнительный статус таких женщин, воспитывают ли они детей в одиночку или в семье;
- несовершеннолетние;
- инвалиды 1 и 2 групп;
- военнослужащие;
- призванные на военные сборы;
- сотрудники СК, ОВД, работники уголовно-исполнительной системы, сотрудники нацгвардии, органов принудительного исполнения, противопожарной и таможенной службы, имеющие специальные звания.
Таким образом, список льготников по данной статье довольно внушительный, но закрытый, и суд не может освободить от административного ареста по своему усмотрению. Законопроект предлагает расширить этот перечень и внести в него одиноких отцов малолетних детей.
Что предлагается в законопроекте
Депутаты от фракции «Единая Россия» фактически предлагают приравнять в контексте ст. 3.9 КоАП РФ одиноких отцов к матерям, дать им те же льготы. Речь идет только об одиноких отцах малолетних детей, то есть, тех, кому не исполнилось 14 лет. С 14 до 18 лет дети считаются по российскому законодательству несовершеннолетними, а с 0 до 14 лет – малолетними.
В законопроекте указано, что предлагается в часть 2 статьи 3.9 КоАП РФ внести дополнения, в список льготников включить также мужчин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, которые являются единственными родителями. При этом также предлагается распространить меру на одиноких усыновителей-мужчин, опекунов, попечителей, в том числе, детей-инвалидов.
То есть, если мужчина в одиночку воспитывает ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида без ограничения возраста) в качестве родителя (не важно, собственный ребенок или усыновленный), опекуна, попечителя, то применить к нему административный арест по КоАП РФ нельзя. Пока это только предложение депутатов, но основанное на исследовании норм действующего законодательства.
Развод родителей: какие шансы у отца оставить ребенка?
Мотивация предлагаемых изменений
Законодатели считают, что изменения необходимы в целях соблюдения интересов несовершеннолетних. Если аресту подвергнется одинокий отец, то дети останутся без присмотра. Именно этим соображением продиктовано включение в список льготников женщин, у которых есть малолетние дети. Депутаты считают, что оно также справедливо и для одиноких отцов.
Поэтому пробел в законодательстве должен быть устранен, в действующем КоАП РФ права мужчин в контексте регулирования административного ареста ограничены по сравнению с правами женщин, а неблагоприятные последствия наступают для малолетних детей.
Депутаты указывают, что приоритет, отдаваемый женщинам в этом вопросе, не учитывает наличие одиноких отцов, которые имеют равноценное значение в жизни своих детей и подопечных. Поправка послужит гуманизации административных наказаний, поэтому необходима.
Новая форма справки для детского лагеря — что изменилось?
Отзыв Правительства и рассмотрение законопроекта
Кабинет министров поддержал в целом внесенный законопроект, отметив, что он служит систематизации законодательства. Однако заметил неточности в формулировках, из прямого прочтения которых получается, что льготу предоставляют только усыновителям, опекунам и попечителям детей-инвалидов. Поэтому, скорее всего, текст будет поправлен, но смысл не поменяется.
Законопроект должен пройти три чтения, после чего станет законом, если будет одобрен парламентом и президентом. Вступит в силу он, в случае принятия, через десять дней после официальной публикации.
В Госдуму внесли законопроект о детях войны — в чем суть инициативы?