Правила дорожного движения можно смело отнести к наиболее изменяемым нормативным документам в России. Что неудивительно, ведь они приняты еще в 1993 году и регулируют правоотношения в сфере, которая сейчас очень быстро меняется и прогрессирует.
Обычно поправки к Правилам разрабатывает Минтранс, но представители Общественной палаты считают, что ведомство не сможет написать документ простым языком и пересмотреть его структуру, а в идеале необходимо вообще принять новые ПДД. ОП уже собирает предложения граждан, но выльется ли эта инициатива в новое законодательство, пока неизвестно.
Как внести предложения по новым ПДД
О сборе предложений по изменению Правил дорожного движения Общественной палатой было объявлено в прошлом году. На официальном сайте ОП создана специальная страница, где необходимо заполнить форму и таким образом можно отправить свои предложения.
Принципы сбора предложений:
- может обратиться любой желающий;
- придется указать ряд данных, в том числе, относящихся к персональным: фамилию, имя, отчество, регион проживания, телефон, имейл;
- можно предложить любое новшество, поправки к действующим правилам, ограничений нет;
- необходимо написать обоснование;
- можно приложить иллюстрации или документы.
Общественная палата объявила, что уже собраны тысячи предложений. В основном, они касаются вопросов урегулирования движения средств индивидуальной мобильности. СИП – это электросамокаты, сибвеи, гидроскутеры и т.д. Кроме того, предлагается увеличить штрафы за неправильную парковку, отменить эвакуацию машин, ввести приоритеты для пешеходов на зебрах и т.д.
Представители ОП считают, что предложения обычных граждан особенно ценны, так как их взгляд не замылен.
Есть ли смысл обращаться, будет ли принят закон
Точно сказать, будет ли принят закон, пока сложно. Последние масштабные изменения в ПДД обсуждались очень долго и были приняты после многочисленных корректировок.
К тому же, Общественная палата не обладает правом законодательной инициативы. Это постоянно действующий совещательный орган, который обеспечивает диалог власти с населением, организует слушания по различным проблемам, отвечает на обращения граждан. ОП проводит экспертизу законопроектов, но сама внести их на рассмотрение Госдумы не может. Что не мешает, например, ее представителям обратиться к депутатам или сенаторам, обладающим законодательной инициативой.
В 2022 году, когда представитель ОП Александр Холодов заговорил о необходимости принятия новых Правил, начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД Д. Митрошин на круглом столе по обсуждению этой проблемы, заявил, что не видит необходимости в новом документе или коренной переработки действующих ПДД. Однако он уточнил, что сбор предложений может быть полезен для точечных изменений, так как работа с обращениями и правоприменительной практикой идет постоянно.
Внесение предложений может быть рационально: это способ донести свое мнение до государственного органа. Насколько эффективным будет взаимодействие и получится ли диалог, отдельный вопрос, который решается индивидуально в каждом случае.
На странице сайта ОП с формой для сбора предложений указано, что с 1 января 2021 года изменения в ПДД не вносятся, возможно только принятие нового документа. Однако с 1 марта 2023 года мораторий отменен, к тому же внесены очередные поправки.
Имеют ли право контролеры требовать паспорт в транспорте при проверке билетов?
Инициатива с новыми ПДД
Не только невозможность изменения Правил на определенном этапе сподвигла А. Холодова на инициирование сбора предложений общественности по новым ПДД. Чиновник считает, что действующие Правила в любом случае устарели, неудобны в использовании, не имеют четкой структуры и не учитывают появление новых видов транспорта. Они действуют до 2029 года, но уже можно собирать предложения для нового документа, кроме того, поправки теперь разрешены.
Напомним, что за последние десять лет в Правила внесено 39 поправок с 120 изменениями, не считая последних масштабных корректировок. Недостаточную ясность ПДД с учетом многочисленных изменений отмечают и другие специалисты, в том числе, представляющие Минтранс. Поэтому предлагается вносить поправки комплексно не чаще раза в год, за исключением срочных.
Что необходимо учесть в новых Правилах по мнению А. Холодова:
- в документе необходимо использовать простой язык, чтобы ПДД были понятны даже детям;
- изменить структуру, сформировать ее по принципу «от простого к сложному», термины разместить в конце;
- предусмотреть новые виды транспорта, например, беспилотного.
Сейчас разработкой летающих автомобилей занимается несколько компаний, в Китае уже представили образец автомобиля-квадрокоптера, который, правда, летает всего 25 минут.
Основное про последние масштабные изменения в ПДД
Минтранс и МВД подготовили последние поправки, которые заработали с 1 марта 2023 года. В ПДД появился новый термин – средства индивидуальной мобильности и правила движения для них, так, СИП не могут развивать скорость больше 25 километров в час.
Другие новшества – штраф за выезд на сплошную линию разметки, новые запреты на стоянки и остановки: на островках и т.д.; произошла легализация электронных документов, уточнены правила круговых поворотов, появились новые светофоры, количество запретов для водителей автобусов увеличились, ужесточены правила для дорожных организаций и т.д.
Что будет, если посадить ребенка за руль — какая предусмотрена ответственность?