Когда примут законопроект о регулировании движения электросамокатов?

Когда примут законопроект о регулировании движения электросамокатов? - 1 Документы

Законопроект, который упорядочивает использование мобильных транспортных средств (далее СИМ – средства индивидуальной мобильности), получил одобрение Правительства. Это повышает его шансы на принятие. Один из авторов документа выступил в СМИ и заявил, что первое чтение в Госдуме может пройти уже в июне. Таким образом, есть вероятность, что закон о штрафах для нарушителей использования СИМ появится уже летом.

Угроза наказания, как предполагают авторы, должны мотивировать водителей этих средств исполнять закон. Благодаря чему парламентарии надеются упорядочить использование СИМ и снизить количество аварий.

СИМ и проблема их применения

Самые распространенные СИМ, средства индивидуальной мобильности, – это электросамокаты. Можно сказать, что ради них эта категория и была придумана. Кроме того, в нее входят электроскейтборды, моноколеса, сигвеи, гироскутеры, но их нечасто увидишь на дороге, в основном, в парках и на спортивных площадках.

Что относится и не относится к СИМ:

  • относятся – ТС с двумя или несколькими колесами (роликами), которые предназначены для передвижения одного человека при помощи двигателя (нескольких двигателей);
  • не относятся – электровелосипеды. Те, у которых мощность мотора менее 0,25 кВт относят к велосипедам, а если больше, то к мопедам. Обычные самокаты, скейтборды, роликовые коньки – это все не СИМ, человек на них считается пешеходом по ПДД.

Тех, кто управляет СИМ, Правила причисляют к водителям, даже если двигатель не работает. При этом сами СИМ – пока не транспортные средства, а отдельная категория устройств. Человек, который просто везет СИМ, является пешеходом.

В последнее время СИМ стало очень много на дорогах, при этом, правила их использования должным образом урегулированы, но ответственность не установлена. А количество аварий с участием СИМ растет, в 2022 году произошло около 1 000 ДТП с участием СИМ, а в 2023 – около 3 000. В текущем году Правительство планировало включить в число СИМ мопеды, мотоциклы электровелосипеды, но пока даже нет таких проектов.

Ограничения по использованию СИМ

В последние годы использование СИМ урегулировано довольно детально. Правила зависят от возраста водителей, ведь СИМ активно используют подростки и даже дети, это не запрещено. Есть общие ограничения в виде максимальной скорости, не более 25 километров в час, запрет на езду по автомагистралям, буксировки СИМа СИМом и т.д. К тому же пешеход всегда имеет преимущество перед любым СИМом.

Сейчас тех, кто управляет СИМ, считают водителями, но к ответственности привлекают как велосипедистов. Это правило отдельно прописано в КоАП РФ.

Какие санкции могут применить к водителю СИМ:

  • при нарушении ПДД – штраф 800 рублей как велосипедисту;
  • за управление СИМ в состоянии алкогольного опьянения – наказание последует только за нахождение в таком виде в общественном месте (штраф 500 – 1 000 рублей или административный арест). Водительских прав лишить не могут, для управления электросамокатом мощностью двигателя до 0,25 кВт, к тому же, удостоверение не требуется;
  • за нарушение ПДД в пьяном виде последует штраф 1 000 – 1 500 рублей;
  • за создание помех другим ТС (но не другим СИМ) – штраф по ст. 12.30 КоАП РФ в размере 1 000 – 1 500 рублей;
  • если нарушены ПДД и причинен легкий или средней тяжести вред здоровью человека может быть назначен штраф в размере 1 000 – 1 500 рублей по ст. 12.30 КоАП РФ.

Как видно, наказания довольно лояльные, поэтому и решено их ужесточить.

Разработка законопроектов

О порядке работы над одним документом в СМИ рассказал депутат Артем Шейкин. Парламентарий вместе с сенатором А. Клишасом и другими авторами подготовил этот законопроект. По задумке разработчиков документ направлен на повышение эффективности профилактических мер. То есть, проще говоря, на усиление ответственности, что сподвигнет водителей управлять СИМ более осторожно.

Есть ли у законопроекта шанс на принятие? В целом Правительство его одобрило, правда, сначала потребовало доработок. Но в актуальном виде у документа есть положительный отзыв Кабинета министров. Авторы рассчитывают, что первое чтение пройдет в июне. Самое главное чтение – второе. Какие-либо временные рамки при рассмотрении законопроектов не установлены.

Есть еще второй законопроект об усилении ответственности водителей СИМ. Он разработан Московской городской Думой и тоже находится на рассмотрении в ГД РФ. Цель этого законопроекта аналогичная. Отзыва Правительства в составе внесенных документов нет.

Какие штрафы предлагается добавить в КоАП РФ

Первый законопроект предлагает ввести следующие штрафы:

  • за превышение скорости. Сумма штрафа составит от 500 рублей до 5 000 рублей, в зависимости от того, насколько будет превышена скорость;
  • управление СИМ в пьяном виде – от 20 000 до 30 000 рублей. Причем отказ от прохождения медосвидетельствования тоже привет к такому же штрафу;
  • передвижение в неположенном месте – от 2 000 до 3 500 рублей в зависимости от того, какая это территория (проезжая часть, тротуар, пешеходная зона и т.д.);
  • пересечение на СИМ проезжей части дороги в нарушение ПДД – от 2 000 до 2 500 рублей;
  • движение по автомагистрали – 1 000 рублей;
  • оставление места ДТП – от 4 000 до 5 000 рублей;
  • за причинение вреда здоровью – от 2 000 рублей до 15 000 рублей, в зависимости от серьезности ущерба;
  • за невыполнение требования сотрудника полиции – от 500 до 800 рублей;
  • за перевозку – от 3 000 до 5 000 рублей.

Второй законопроект предусматривает штрафы только за оставление места ДТП.

Законодательные изменения для водителей в 2024 году

Оцените автора
ProGov.Ru
Добавить комментарий