В России планируют ввести новые требования к маркетплейсам, обязав их проверять продавцов и продукцию, которые поступают на онлайн-площадки. Соответствующий вопрос обсуждает Общественный совет при Роспотребнадзоре.
Рассматривается вариант использования, например, системы маркировки. Она будет содержать необходимую для проверок информацию:
- о продавцах, прошедших обязательную регистрацию в системе;
- о товарах с маркировкой.
Отмечается, что эта тема особенно актуальна для обуви, парфюма, воды и прочих позиций. В настоящее время агрегаторы не фильтруют партнеров, поэтому те могут реализовывать через интернет-площадки подделки или нелегальную продукцию.
На сегодня порядка половины продавцов парфюма, обуви и бутилированной воды на маркетплейсах не прошли обязательную регистрацию в системе маркировки.
Согласно проведенному общественниками мониторингу 450 продавцов на крупнейших площадках, доля нелегальных торговцев парфюмерии на Wildberries достигла 66%, воды – 58%, обуви – 47%. На Ozon и «Яндекс.Маркете» этот показатель существенно ниже и варьируется в пределах 8–13% и 4–7% соответственно. В итоге покупатели рискуют приобрести подделку или нелегальную продукцию.
К тому же граждане все чаще жалуются на онлайн-продажи. Недовольство, как правило, касается работы именно крупных маркетплейсов – Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркета» и прочих. Потребители указывают, что торговые площадки нарушают порядок рассмотрения претензий, вернуть товары бывает сложно, как и получить достоверную информацию о продукции.
Для решения перечисленных проблем регуляторам дадут возможность предъявлять новые требования к онлайн-продавцам. К примеру, площадки могут обязать раскрывать данные, которые позволят однозначно идентифицировать торговцев.