С 1 апреля изменились правила, по которым сдают практическую часть экзамена для получения водительских прав. Часть нововведений призвана упростить процедуру, но в некоторых случаях документов потребуется больше.
Поправки комплексные, они были внесены сразу в закон о безопасности дорожного движения и положение о лицензировании образовательных организаций. Также появилась новая редакция регламента по сдаче практической части экзамена на права. Расскажем о главных изменениях, о которых надо знать каждому.
Кого не допустят к экзаменам
Поправки внесены еще в середине прошлого года, но их вступление в силу было отложено. Статьи 25 и 26 ФЗ-196 от 10.12.1995г., скорректированные законодателями, определяют категории ТС, для управления которыми нужны водительские удостоверения, основные условия получения прав.
Одно из основных изменений касается введения дополнительного запрета на выдачу прав определенным категориям лиц. К экзаменам их не допустят. Перечень включен в ст. 26, в нем указаны:
- граждане, лишенные водительских прав;
- автомобилисты, которые не выполнили условия возврата прав по истечению срока их лишения;
- нарушители, которых поймали на езде в нетрезвом виде. В эту же категорию включены водители, отказавшиеся проходить медосвидетельствование на состояние опьянения. Сдавать экзамен таким лицам запрещено в течение года с момента исполнения постановления;
- граждане, которых лишили права заниматься деятельностью, предполагающей управление ТС.
Законодатель последовательно идет по ужесточению наказаний за управление ТС в пьяном виде. Недавно председатель Госдумы В. Володин напомнил, что такое нарушение грозит не только лишением водительского удостоверения, но и дополнительными ограничениями прав.
К выбору школы теперь надо подходить внимательнее
Получить лицензию на образовательную деятельность автошколам станет сложнее. Потребуется подтверждение материально-технической базы, достаточной для освоения всей программы, предусмотренной законом. Без такого документа лицензию школа не получит, а ее учеников к сдаче экзаменов не допустят.
Изменение призвано убрать с рынка так называемые «серые» или «портфельные» школы, которые из материальной базы обеспечены только ручкой и бумагой. Они завлекают учеников низкими ценами, а по факту часто не располагают самым необходимым: площадками, тренажерами, обучающими материалами, даже классами и хорошими автомобилями.
Хотя эксперты считают, что сейчас на рынке очень мало серых школ, ведь перед получением разрешения на работу ГИБДД проводят проверку, небольшой риск столкнуться с ними остается. Поэтому лучше проверить наличие у школы не только лицензии, но и заключения о материально-технической базе. Разрешение дается на несколько лет, за это время документальная база может измениться.
Однако представители автошкол утверждают, что большинство их коллег к этому изменению давно готовы.
Демократизация экзамена
Новый регламент допускает большее количество ошибок. Изменения внесены в Правила проведения экзаменов Постановлением Правительства РФ №2177 от 16.12.2023г. Теперь во время проверки «вождения» можно набрать семь штрафных баллов и все равно сдать экзамен. До 1 апреля количество штрафных баллов ограничивалось пятью.
Ошибки по-прежнему делятся на грубые, средние и мелкие. Первые стоят пять баллов, вторые три, а незначительные приносят только один. Грубые – это, например, игнорирование пешехода, выезд на полосу встречного движения. К средним относятся нарушение правил остановки и стоянки, правил перевозки пассажиров и т.д. В один балл обойдется игнорирование ремня безопасности и другие незначительные ошибки. Раньше одна грубая ошибка приводила к провалу экзамена, теперь у допустившего ее претендента на права появился еще один шанс.
Эксперты положительно оценивают такое изменение, ведь иногда водители допускают мелкие промахи, а фиксировать их обязательно – идет запись.
Не уехать и не уйти: Верховный суд высказался про покидания места ДТП
Что стало сложнее и неудобнее
Значительно увеличились сроки пересдач, что неудобно для многих водителей. Если претендент завалил три раза подряд теорию или практику, то сдать экзамен повторно он сможет не ранее, чем через полгода, при этом и не позже 9 месяцев. До 1 апреля промежуток был другой, от одного до трех месяцев. Представители ГИБДД объяснили нововведение так: водителям дается время на более тщательную подготовку.
Эксперты предупреждают о трудностях третьей попытки, которая, вероятно, станет почти всегда провальной. И призывают ответственно подходить к обучению, так как перерыв в практических занятиях на более, чем три месяца, приводит к утрате практически всех навыков.
К перечню документов добавили СНИЛС, однако, при заполнении заявления онлайн, его можно не сдавать. В этом случае ГИБДД самостоятельно запросит данные.
Ограничен срок действия иностранных прав
Некоторым обладателям прав придется пересдавать экзамен под угрозой невозможности сесть на руль. У российских водителей, которые обучились в автошколе за рубежом, получили иностранные национальные или международные права, а затем въехали в РФ, есть год на получение российских водительских удостоверений. Через год иностранные права становятся недействительными. С иностранцами примерно такая же логика, только год им дается с момента получения ВНЖ или гражданства Российской Федерации.
Сдавать придется только теорию, но обучение пройти надо обязательно.
Действие истекающих в 2024 и 2025 годах водительских прав продлили на три года — что нужно знать?