Мошенники нашли новый способ телефонного обмана, который набирает популярность в России. Преступники звонят своим жертвам якобы из полиции и сообщают, что те стали жертвой мошенничества банковских служащих или проходят в таком деле свидетелями. Эта схема не нова, она появилась в начале двадцатых годов и продолжает активно использоваться в 2024 году.
Подробнее о том, как работает схема и как распознать мошенников, читайте далее в статье.
Масштаб проблемы
Мошеннические схемы усложняются по мере развития технологий, злоумышленники также их успешно осваивают. Масштабы хищений выходят на новый уровень. За 2022 год по данным Центробанка клиенты банков сообщили о полумиллионе операций, совершенных без их ведома или под воздействием обмана, почти половина стала результатом применения социальной инженерии (психологического манипулирования людьми). Общая сумма похищенных средств превышает два с половиной миллиарда рублей.
Количество мошеннических атак на граждан увеличилось на 44%, поэтому бдительность надо проявлять каждому. Кажется, что отличить мошенников просто, но очевидцы свидетельствуют, что «попадаются» даже опытные предприниматели и даже банковские работники.
Мошенники действуют группами, используют страх, состояние стресса, а также возможности IP-телефонии (телефон показывает на дисплее номер, совпадающий с номером отдела полиции, ФСБ) и другие современные разработки – биометрию, например, образцы голоса. Поэтому лучше не отвечать на незнакомые номера, а любые контакты со стороны банка подвергать сомнению.
Откуда мошенники берут данные
Персональные данные, включая номер телефона, защищены законом. Однако в СМИ регулярно появляются новости о взломе баз или сливе данных, особенно у ритейлеров, интернет-магазинов, службах доставок. Это не такая безобидная вещь, как может показаться. Информация, добытая незаконным путем, попадает в даркнет, закрытый сегмент Интернета, покупается и продается.
Приобретение мошенниками персональных данных уже является уголовным преступлением, но на этой стадии раскрыть их удается редко. При этом мошенники получают содержательные данные: не только фамилию, имя, отчество и номер телефона, но и банк обслуживания, сведения о последних покупках, дне рождения и т.д.
Кроме того, телефон стал ассоциироваться с возможностью мошенничества, и злоумышленники перешли на мессенджеры. К ним у россиян пока больше доверия. Мошенники используют и другие методы, чтобы создать стрессовую для человека ситуацию, манипулировать его действиями. Чаще всего они пугают, при этом говорят четко, уверенно, быстро, оперируют деталями, «ведут» жертву, не дают ей контактировать с сотрудниками банков или даже заявляют, что те являются мошенниками.
«Вам положен возврат пенсионных накоплений» — что за «письма счастья» отправляют мошенники?
Мошенническая схема
Некоторые этапы мошенники могут пропускать, в других импровизировать по ситуации, но основные составляющие схемы выглядят так:
- звонок с незнакомого номера. Оппонент представляется сотрудником правоохранительных органов, сообщает о попытках оформить кредит на человека, использовании счета для преступных схем, в связи с чем заведено уголовное дело и т.д. При этом, чтобы предотвратить обращение в банк, жертве говорят, что сотрудники банка замешаны в схеме, доверять им нельзя;
- далее идет обработка по поводу снятия средств и перечисления их в безопасное место, чтобы помочь следствию. Либо мошенники просят сообщить данные карты для самостоятельного перевода средств. Иногда злоумышленники работают группой для убедительности, сначала звонит якобы «полицейский», затем его «руководитель» и т.д.;
- важный этап – мошенники убеждают жертву не звонить в банк, так как там ее будут отговаривать от перевода заинтересованные сотрудники банка, якобы участвующие в преступной схеме. Также мошенники вообще запрещают с кем-то делиться информацией, угрожая уголовным преследованием.
Мошенники оперируют статьями УК, банковскими терминами, торопят жертву, не дают повесить трубку телефона, «ведут» на протяжении всего пути в банк. При этом телефон определяет номер, совпадающий с номером ОВД, для чего используется айпи-телефония.
Центробанк: мошенники обманывают россиян, маскируя финансовые пирамиды под онлайн-игры
Звонят из полиции и говорят про мошенничество в банках
В этом случае цель звонящего – убедить жертву, что доверять можно только ему. Они могут сообщить, что:
- в банке есть сотрудник, который хочет украсть деньги клиента, поэтому их надо срочно снять и перевести на безопасный счет (его назовут звонящие). Если банковский сотрудник говорит о мошеннических схемах, верить ему нельзя, на самом деле он мошенник;
- скомпрометирован личный кабинет и нужно имитировать перевод, чтобы поймать мошенника на месте преступления. Звонящие убеждают, что перевод будет фейковый, для вида, личный кабинет, который доступен, не настоящий (на самом деле это не так и перевод действителен);
- деньги якобы поставлены под угрозу, так как сотрудник банка обслуживания пытается их списать с единого счета ЦБ РФ, к которому у него есть доступ. Дальше человека связывают с якобы с «сотрудником ЦБ РФ», который обещает сохранить деньги, переведя их на отдельный счет.
Никакого единого межбанковского счета ЦБ РФ не существует, человек переведет деньги мошенникам.
Как определить, что действуют мошенники
Если звонят и требуют провести какие-то операции с деньгами, это мошенники. Они могут говорить, что кто-то пытается оформить кредит или списать деньги и т.д. Настоящие сотрудники никогда не просят персональные данные (кроме проверочного вопроса, но он к ним не относится) и не торопят с финансовыми операциями, дают возможность перезвонить. Самый верный способ действий – положить трубку (всегда можно перезвонить), подумать над ситуацией, позвонить в ОВД, банк.
В зоне риска пенсионеры, дети, они особенно доверчивы, необходимо им разъяснить ситуацию, провести профилактические беседы.
Дезинсектора вызывали? Как мошенники подбрасывают тараканов или клопов под двери квартир