Платформенная занятость в России в 2023 году — что это такое, какие есть виды платформенной занятости

Платформенная занятость в России в 2023 году - что это такое, какие есть виды платформенной занятости - 1 Вопрос-ответ

В России планируется обновить старейший, принятый еще в 1991 году, закон о занятости. В него регулярно вносятся поправки, но сама структура нормативного акта, подписанного почти 30 лет назад, устарела.

Основное новшество закона – введение в правовое поле понятия «платформенная занятость», пересекающегося с уже используемым в обиходе термином «самозанятость». В России каждый пятый работник занят в неформальном секторе (в некоторых регионах – почти половина трудоспособных), поэтому властям важно упорядочить его регулирование. Далее разберемся, что меняет законопроект о платформенной занятости в 2023 году, каковы его новации и значение в системе действующего права.

Что такое платформенная занятость

Это понятие не тождественно самозанятости. В данном случае речь идет только о специалистах, работающих через агрегаторов и интернет-платформы. На вопрос платформенная занятость, что это такое отвечает сам текст законопроекта №275599-8. Из объемного определения термина следует, что это деятельность платформенных занятых по личному выполнению работ и оказанию услуг заказчикам, взаимодействие с которыми организуется при помощи цифровых платформ и/или их сотрудников. То есть, платформенная занятость – это работа через Интернет-платформы.

С учетом этого можно определить виды платформенной занятости:

  • таксисты;
  • курьеры;
  • разнорабочие, использующие сервисы по подбору вакансий;
  • мастера – слесари, водопроводчики и т.д.;
  • фрилансеры (копирайтеры, дизайнеры, переводчики, программисты), многие из них работают на биржах фрилансеров и т.д.;

Для российского законодательства «платформенная занятость» совершенно новое понятие, но в научной литературе оно встречается довольно давно. Также в новом законе приводится определение термина «самозанятость», которого раньше в конкретном виде в нормативах актах не было.

Мотивация принятия закона о платформенной занятости

По данным на конец 2022 года число самозанятых в России достигло 5 миллионов человек. И в соответствии с исследованиями ведущего российского консалтингового агентства Strategy Partners 89% из них работают на интернет-платформах, при этом для 86% платформенная занятость является единственным источником дохода.

Таким образом, платформенная занятость в России в 2023 году – это не только курьеры и таксисты, но и специалисты по финансам, IT-специалисты, перешедшие на удаленку в период пандемии, фрилансеры. Платформенная занятость в условиях цифровизации экономики считается эффективным антикризисным инструментом и удобным способом поисков заказчиков. При этом платформа является посредником, связующим звеном.

У законодателя закономерно появилась мысль, что платформы можно использовать не только для сбора информации о спросе и предложении, но и для выполнения иных важных функций, например, налогового агента.

Депутаты характеризуют законопроект как «качественный», про регулирование платформенной занятости говорят, что агрегатор находится в заведомо выигрышной позиции, так как дает возможность заработать, и надо сбалансировать права сторон при помощи вмешательства государства.

Закон о платформенной занятости в 2023 году позволит самозанятым получить доступ к соцгарантиям, социальному и пенсионному страхованию, введет нормы труда и отдыха, в перспективе.

Основные положения законопроекта о платформенной занятости

Пока во внесенном законопроекте только вводится само понятие платформенной занятости наряду с самозанятостью. То есть, в документе закреплены базовые тезисы. Предполагается, что конкретные вопросы взаимодействия агрегаторов, самозанятых и государства будут рассмотрены в отдельном законе о платформенной занятости или даже в нескольких таких законах.

Причем авторы законопроекта: Минтруд, депутаты, а также профсоюзы, привлеченные к его обсуждению, не могут прийти к единому мнению о главных принципах такого регулирования.

Платформенная занятость — пример сектора экономики, который рождает теоретические и практические споры между законодателями и правоприменителями.

Законопроекты-спутники, в том числе, о платформенной занятости, должны быть внесены ко второму чтению, пока основной законопроект принят только в первом. Поправки необходимо предоставить до 13 апреля, в весеннюю сессию Госдума, по словам представителей нижней палаты парламента, планирует принять новый закон о занятости с сопутствующими законами.

Какие вопросы предполагается решить в законопроектах-спутниках

В отдельном законе о платформенной занятости предполагается урегулировать следующие вопросы:

  • права и обязанности платформенных занятых;
  • статус цифровых платформ, их обязанности в качестве налоговых агентов, права и обязанности;
  • ответственность сторон.

Пока по этим вопросам единства у всех авторов и привлеченных к обсуждению заинтересованных лиц нет.

В чем предмет споров разработчиков законопроекта о платформенной занятости

Прежде всего, споры возникли из-за того, возможно ли отнесение отношений между агрегатором и самозянтым к трудовым и если нет, как их разграничить. Разработчики так и не смогли в ходе подготовки законопроекта в 2022 году договориться о формулировках, в результате было решено создать отдельный законопроект.

Но и формулировка в уже принятом в первом чтении законопроекте ни одну из сторон не устраивает. Бизнес требует конкретики, профсоюзы тоже, так как боятся, что работодатели начнут массово переводить работников на режим самозанятости. Платформы настаивают на своем статусе посредника, профсоюзы волнует вопрос гарантий.

Так, предполагается, что платформа будет устанавливать количество часов, затрачиваемых на каждого работодателя и исполнять обязанности налогового агента, но как это реализовать на практике непонятно, нужно ли подписывать трехсторонние договоры, кадровые документы и т.д.

Глушенкова Юлия Геннадьевна
Образование: Уральский государственный юридический университет
(ФГБОУ ВО «УрГЮУ») г. Екатеринбург, специальность юриспруденция, год окончания 2001.
Представитель в судах по гражданскому и семейному праву, автор статей юридической тематики на популярных сайтах.

Оцените автора
ProGov.Ru
Добавить комментарий