Цены на такси побили десятилетний рекорд. Это связано не только с принятием профильного закона, вступившего в силу 1 сентября, но и с другими объективными факторами. Дорожают машины и топливо, отмечается кадровый дефицит. Поправки в законодательство существенно усугубляют проблему, возлагая на таксистов затратные обязательства.
При этом формально новые требования призваны урегулировать сферу и обезопасить пассажиров, но разработаны они еще в прошлом году, а обстоятельства значительно изменились с тех пор. Эксперты считают, что в перспективе цены будут только повышаться, депутаты предлагают отложить вступление закона в силу.
Повышение цен на такси в Москве и в регионах
Факт повышения цен на такси подтвержден госорганами, это не только субъективное впечатление пассажиров. Согласно данным Росстата в июне стоимость поездки составила 32,5 рубля за километр, это больше чем за предшествующие десять лет. И это летние цены, то есть, до вступления нового закона в силу.
В соответствии со сведениями, предоставленными оператором онлайн-касс, средний чек на такси за первые шесть месяцев 2023 года составил по России 435 рублей, в Москве – 771 рубль. Цены выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4% и 12%.
По неофициальным данным экспертов и представителей агрегаторов показатели существеннее, чем заявляет Росстат, с начала 2023 года стоимость поездки выросла на 40% в Москве и на 25% в регионах.
По информации местных СМИ регионов в сентябре цены повысились еще больше:
- в Омске – на 70%;
- в Новосибирске – на 100%
- в Челябинске – на 110%;
- в Оренбурге – на 50%;
В Перми по данным Пермьстата такси подорожало на 9,4%.
При этом услуги такси по-прежнему пользуются спросом. В Москве за первые полгода совершено на 7% больше поездок, чем за аналогичный период 2022 года.
Причины повышения цен
Цены растут практически на все товары и услуги, инфляция, хоть и сбавила темп, но все еще ощутима. Однако можно сказать, что стоимость других услуг растет не так быстро.
Более значительное повышение цен на такси обусловлено следующими факторами:
- подорожал бензин. Оптовые цены летом достигли очередного рекорда и вообще с конца весны менялись 11 раз;
- подорожали машины. С введением санкций некоторые страны прекратили поставки автомобилей и комплектующих, что привело к двукратному подорожанию транспортных средств и запчастей из-за применения новых логистических цепочек. Средний срок службы машины в такси – 3 года, большинство было куплено до пандемии, сейчас их надо менять;
- кадровый голод. Падение рубля привело к оттоку мигрантов, которые в основном трудились в такси в столичных регионах. В провинции работников «переманивают» на предприятия ВПК или на другие заводы, где не нужно самостоятельно заниматься оформлением и отчетностью.
Расходы на топливо, на модернизацию оборудования и приобретение новых машин включаются в стоимость поездки, их надо окупать.
Новый закон ввел жесткие требования для таксистов, которые требуют дополнительных расходов. Их тоже, в конечном счете, возмещает потребитель.
Сложность исполнения требований нового закона
Закон ФЗ-580 вводит целый ряд новшеств:
- приобретение таксистами ОСАГО по тарифу для перевозчиков;
- на агрегаторов возлагается обязанность по возмещению вреда пострадавшим наравне с водителями, если ущерб не покрывается страховкой;
- необходимость прохождения периодических медосмотров;
- ведение реестров агрегаторов и таксистов, пока он не сформирован, обещают создать в течение трех месяцев;
- недопуск к работе таксистов, имеющих судимость за тяжкие преступления или имеющих непогашенные штрафы;
- обязательно стала аттестация таксистов на знание населенных пунктов;
- пассажиров таксистам теперь позволено брать только в пределах региона, где выдано разрешение;
- предусмотрено особое оформление такси, если оно вводится региональными актами. Так, в Татарстане такси могут быть только бело-желтыми, а в Костроме – только белыми и черными.
Для некоторых таксистов расходы на полис ОСАГО с тарифами для перевозчиков, на покраску автомобилей оказались неподъемными, тем более, на фоне общей инфляции в стране. В регионах тоже отмечается неготовность к выполнению новых требований, нет инфраструктуры для аттестации, постоянных медосмотров. При этом дополнительное финансирование регионов по закону не предусмотрено.
Пока требования закона работают не в полной мере, но ценник на такси уже вырос. Причем особенно в часы пик.
Инициативы об отложении вступления закона в силу
Выполнить некоторые требования закона объективно проблематично. Например, представители бизнеса обращают внимание, что цвет такси никак не влияет на качество услуг.
Применение закона приведет к неизбежному росту цен и, вероятно, к выделению нелегального сектора такси. Представители ассоциаций автомобилистов и самозанятых России предупреждают, что выполнить условия закона в текущих условиях могут от силы 10-15% таксистов. Они считают, что пока россиян надо защитить от роста цен на такси и уменьшения количества машин при проблемах с общественным транспортом.
Поэтому они поддержали обращение вице-спикера Госдумы Б. Чернышева об отложении вступления закона в силу до 2025 года. Письмо направлено в Правительство. Правда, закон уже вступил в силу с 1 сентября.
Пока же в некоторых регионах предлагается новая услуга – аренда машины с экипажем. Такая правовая конструкция формально закону не противоречит.
Новый закон о такси с 1 сентября 2023 года — принят или нет?