С начала 2023 году участились обращения операторов к абонентам с просьбой об актуализации данных. Раньше они тоже поступали, но не так часто. Право на уточнение персональных данных есть у операторов, в том числе, у Теле2 по действующему российской законодательству.
О том, как исполняет Теле2 закон «О связи», подтверждение паспортных данных для чего это нужно, поговорим далее в статье.
Законодательное основание
Законы в Российской Федерации меняются периодически. Операторы мобильной связи всегда имели доступ к определенным персональным данным, так, сим-карта приобретается только после предъявления паспорта гражданина РФ. С 2018 года у операторов появилась дополнительная обязанность – по проверке достоверности имеющихся сведений.
В соответствии с ч. 6 ст. 44 ФЗ-126 «О связи» операторы обязаны проводить проверку достоверности имеющихся у них данных об абонентах. Периодичность и критерии отбора для проверки в законе не установлены, видимо, предполагается, что они должны быть постоянными. На практике это осуществить сложно, поэтому операторами проводятся выборочные проверочные мероприятия.
В ходе проверки оператор удостоверяется, что в его базе содержатся достоверные сведения:
- фамилия, имя и отчество абонента;
- дата рождения;
- полные реквизиты паспорта.
При этом, конечно, необходимо предоставление документа для сверки или хотя бы синхронизация данных с предоставленными при регистрации на Госуслугах. Таким образом, в законе установлено два способа проверки: личный визит с паспортом, и специальная сверка на портале Госуслуги.
В каких случаях может потребоваться проверки
Особенно активно проводят проверки Теле2 и МТС. Точно нельзя сказать, по каким критериям отбираются абоненты, но можно предположить исходя из практики следующие случаи:
- оператор получил данные или предположил, что имеющиеся у него сведения стали неактуальными: сменилась фамилия, человек поменял паспорт или место жительства и т.д. Получить данные оператор может, например, при обращении самого абонента, а предположить исходя из даты заключения договора, если, допустим, он был подписан более 10 или 15 лет назад;
- при проверке документации обнаружилось, что сотрудник заполнил их с ошибками или не полностью, неразборчиво;
- инвентаризация показала, что документы повреждены или истлели.
С какой периодичностью операторы проводят проверки неизвестно, это их внутренняя деятельность. Если договор заключен абонентом давно, более 10 лет назад, велика вероятность, что его попросят актуализировать данные в 2023 году.
Способы актуализации данных
Как уже говорилось, фактически по закону есть два способа: обратиться в салон или офис связи лично с паспортом или синхронизировать данные при помощи портала Госуслуги. Во втором случае нужно зайти в личный кабинет на официальном сайте оператора и в настройках профиля выбрать «Проверить паспортные данные». Затем произойдет автоматическая переадресация на портал и будут сверены данные, если гражданин согласится на данную операцию.
Если синхронизация не произойдет, потребуется визит в салон. Если не пройти актуализацию у оператора появятся основания для приостановления оказания услуг.