С 1 сентября 2023 года заработали единые правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг. Их утвердило Правительство РФ отдельным постановлением. Ранее все фитнес-клубы вправе были разрабатывать и применять собственные правила.
Предполагается, что введение общего порядка осуществления деятельности поможет клиентам реализовать больше возможностей. Обязанностей у компаний при этом прибавится.
Статус правил оказания услуг в фитнес-клубах
Важные формальности о Правилах:
- они утверждены постановлением Правительства РФ №129 от 30.01.2023г., официально опубликованы на портале правовой информации;
- вступили в силу 1 сентября 2023 года, будут действовать до 1 сентября 2029 года, ровно шесть лет;
- текст опубликован не только на портале, но и в правовых системах, найти Правила по реквизитам не составляет труда;
- все положения действуют в любом субъекте РФ, исключений нет.
То есть, это обязательный для всех подпадающих под его действие организаций документ, который уже применяется.
На какие организации распространяются Правила
Для каких организаций обязательны Правила? Как в них указано, для всех, осуществляющих физкультурно-оздоровительную деятельность, то есть, деятельность в области физкультуры и спорта. Следовательно, Правила распространяются на фитнес-клубы, студии йоги, танцев, борьбы, спортивные секции и иные спортивные учреждения.
При этом такая деятельность не подлежит лицензированию, в профильном законе ФЗ-99 физкультурно-оздоровительная деятельность не значится. Обязательная сертификация продукции и услуг в области физкультуры и спорта требовалась по ФЗ-80 от 1999 года, который сейчас не применяется.
Лицензия потребуется, если реализуются образовательные программы, так как образование может быть, в том числе, в области физкультуры, если направлено на получение новых знаний детьми и взрослыми (ст. 84 ФЗ-273). То есть, это будет уже образовательная лицензия. При этом по ч.2 ст. 91 ФЗ-273 ИП, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно, лицензия не нужна.
Содержание Правил: основное
Что введено Правилами:
- трактовка терминов. Так, подчеркнуто, что дистанционный способ заключения договора – это способ с использованием интернета. Содержание других понятий стандартное: исполнитель – спортивная организация или ИП, потребитель – клиент;
- перечень информации, которая должна предоставляться исполнителем, фитнес-клубом и т.д. потребителю до заключения договора и в период его действия;
- порядок заключения договора: в письменном виде или дистанционным способом;
- обязанность предоставить инвалидам и людям с ограниченными возможностями доступ к услугам. Имеются ввиду пандусы, кнопки и другие устройства, которые необходимы в соответствии с профильными законами;
- обязанность предоставления качественных услуг. Помимо этого, исполнитель обязан по просьбе потребителя вызвать медпомощь, предоставить аптечку без дополнительной оплаты;
- установлено, что порядок учета и утилизации забытых вещей определяется исполнителем, следовательно, он должен быть разработан;
- оформление и порядок использования абонемента устанавливается в договоре;
- цена на услуги должна быть одинаковой для всех, за исключением льготников;
- ответственность потребителя за вред, причиненный имуществу фитнес-организации ограничена реальным ущербом, утраченный доход он возмещать не обязан;
- обязанность проведения инструктажа под роспись.
Это основные положения.
Как можно заключить договор
Проще всего заключить договор в письменной форме, но так мало кто делает на практике. Дистанционный способ также допускается, Правилами установлена обязанность организации, оказывающей физкультурные услуги, предоставить все данные для идентификации такого договора. У потребителя в этом случае есть право направить претензию исполнителю на электронную почту.
Чаще же всего потребитель просто оплачивает услуги наличными или картой. При этом по российскому законодательству оплата услуг подтверждает заключение договора на условиях, опубликованных в цифровом поле, на сайте, в соцсети. То есть, если человек увидел цену, расписание на сайте и оплатил тренировку, он вправе ее получить на размещенных в свободном доступе условиях.
Фактически информация на сайте или в соцсети рассматривается как оферта, безотзывное предложение. Поэтому фитнес-клубам необходимо следить за своими объявлениями.
Информация, которая должна быть размещена
Правилами установлен перечень информации, которая должна быть доведена до сведения клиента:
- перечень услуг;
- данные о порядке и способах оплаты;
- сведения о сроках оказания услуг, то есть, расписание;
- перечень и цена дополнительных услуг;
- порядок изменения и расторжения договора;
- перечень льготников;
- адрес для направления претензий;
- номера телефонов;
- информация в соответствии с Законом о защите прав потребителей и Правила;
- лицензия, если деятельность лицензируется по ФЗ-273.
Информация должна быть размещена таким образом, чтобы обеспечить к ней беспрепятственный доступ всех желающих. То есть, на стендах, в интернете на сайте или другим способом.
Стоит также напомнить, что на фитнес-клубы распространяются все ведомственные законы, гражданские нормы и правила Закона о защите прав потребителей.
Взаимоотношения с фитнес-клубом подпадают под нормы главы Гражданского кодекса РФ о договоре возмездного оказания услуг. То есть, клиент вправе отказаться от договора в любое время (например, от месячного абонемента), и может рассчитывать на возвращение части оплаченной суммы.
По закону о защите прав потребителей можно обжаловать оказание некачественных услуг с взысканием штрафа 50% и морального ущерба.