Правила предоставления медицинской помощи в Российской Федерации рассредоточены по различных законодательным и подзаконным актам. Разобраться в них пациенту не всегда просто. К тому же, надо учитывать, что медицинские организации оказывают бесплатные и платные услуги.
Госорганы регулярно выпускают пояснения и ответы на распространенные вопросы. Минздрав в Письме от 22.12.2023г. в очередной раз представил памятку о платной и бесплатной помощи. Расскажем, в чем в ней говорится.
Разъяснения по поводу содержания платной медпомощи
Публикация актуальной памятки вызвана, в том числе, необходимостью разъяснения применения новых Правил оказания платных услуг, утвержденных постановлением Правительства №736 от 11.05.2023г.
Прежде всего, перечислены случаи, когда медорганизация может предлагать платные услуги:
- необходимо назначить и применить лекарственные средства, которые не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших или не закупаются из бюджетных средств. При этом даже не входящие в перечень средства обязаны предоставить бесплатно, если их использование жизненно необходимо или требуется замена входящих в перечень лекарств из-за индивидуальной непереносимости;
- необходимо применить медицинские изделия, которые не закупаются за счет бюджета и не должны быть предоставлены по программе бесплатной медпомощи. Это правило распространяется на лечебное питание;
- при самостоятельном обращении за оказанием медицинских услуг, без направления, за исключением экстренных случаев и реализации права на выбор врача;
- при установлении индивидуального поста медицинского наблюдения, если помощь оказывается в станционере. При этом пост может устанавливаться бесплатно, если для этого есть показания.
Платные услуги предоставляются, также как и бесплатные, с соблюдением врачебной тайны, могут быть оказаны анонимно.
Разъяснения по поводу порядка оказания платной медпомощи
Также Минздрав пояснил, что платные услуги нужно оказывать в определенном порядке:
- медорганизация должна заключить с пациентом дополнительное соглашение к договору на каждую платную услугу, которую оказывает сверх стандарта;
- расходы на оказание экстренной помощи медорганизациям, даже при предоставлении платной помощи, должны быть возмещены из бюджета. Размеры и порядок возмещения устанавливаются территориальными программами;
- платные медуслуги должны соответствовать номенклатуре медуслуг. Они могут предоставляться в виде консультаций и вмешательств, и превышать стандарт по согласованию с пациентом;
- договор платных услуг допускается заключать в дистанционном порядке. Например, Правила позволяют его оформить путем акцепта (согласия на предложение медорганизации), в том числе, если он выражен в виде оплаты услуг. При этом идентификацию клиента можно осуществлять через Госуслуги;
- при оказании платных услуг разрешается использовать оборудование, приобретенное за счет бюджетных перечислений. При этом недопустимо снижение объема бесплатной помощи и увеличение сроков ее ожидания;
- оказания платных услуг проверяют Росздравнадзор и Роспотребнадзор. Соответственно, туда можно обратиться с жалобой на нарушение порядка оказания платных услуг.
Для платных медуслуг установлены те же стандарты качества.
Оказание медпомощи без согласия пациента — в чем суть нововведений?
Правила работы с информацией при оказании платных услуг
Особое место в Правилах оказания платных медуслуг занимают принципы предоставления и обработки информации:
- медицинская организация обязана размещать на своем сайте данные о возможности обжалования принятых ею решений. Необходимо указывать форму обращения, адрес и способ связи, наименование госорганов;
- при оформлении договора врачи или представители организации вправе требовать у пациента паспорт для уточнения возраста. У родителей или законных представителей они уполномочены требовать подтверждение их статуса. Даже если помощь врачи оказывают анонимно, эти документы пациенты должны предоставить;
- медицинская организация обязана обеспечить пациентам доступ к информации о целях и методах оказания помощи, рисках, вариантах, видах вмешательства, последствиях и предполагаемых результатах. Варианты размещения – на информационных стойках и на сайтах.
Таким образом, у пациента есть право на получение определенной информации об услугах.
Разъяснения о бесплатной медицинской помощи
В этой части памятка доходчиво и просто отвечает на самые распространенные вопросы пациентов:
- какую помощь можно получить бесплатно: первичную доврачебную, оказываемую медперсоналом среднего уровня, врачами-терапевтами, участковыми, педиатрами, семейными врачами; специализированную, оказываемую профильными врачами, включая консультации и вмешательства по профилактике, диагностике и лечению; высокотехнологичную, включая применение различных инноваций; экстренную. Установлено, что гражданин имеет право не менее раза в год проходить профилактический медосмотр, в том числе, в рамках диспансеризации;
- какие виды медпомощи есть: экстренная, неотложная, плановая;
- каковы сроки оказания медпомощи: консультации специалистов должны быть даны не позднее 14 дней со дня обращения, прием врачем-терапевтом проведен не позднее 24 часов с момента обращения и т.д.;
- куда обращаться при нарушении прав: в администрацию организации, региональное управление здравоохранением, в федеральные орган власти.
Вероятно, подобные памятки вскоре появятся в медорганизациях, но граждане могут ссылаться на разъяснения Минздрава даже в том случае, если они не размещены на информационном стенде.