Россиянам, которые хотят, чтобы их пенсия рассчитывалась не автоматически, а с учетом дополнительных документов, необходимо подать заявление за месяц до прекращения трудовой деятельности. Об этом рассказала заведующая кафедрой бухучета аудита и статистики экономического факультета РУДН Мария Петровская.
Согласным на оформление пенсии по данным, имеющимся в ПФР, гражданам следует подать заявление в электронной форме через личный кабинет на сайте фонда и госуслугах. В таком случае личных визитов не потребуется.
По ее словам, работодатели, у которых есть соглашение с ПФР, заблаговременно предоставляют данные и копии документов сотрудников, планирующих выход на пенсию. Это позволяет ПФР заранее начать проверку пенсионных прав.
Если вариант автоматического назначения пенсии по какой-то причине человеку не подходит, то алгоритм его действий выглядит следующим образом:
- не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста нужно предоставить в территориальный орган ПФР заявление и документы, подтверждающие возраст, место жительства и страховой стаж;
- приложить необходимые для подтверждения дополнительных обстоятельств документов, например, о наличии иждивенцев.
Документы можно предоставить как лично, так и по почте, через МФЦ или в электронной форме, в том числе через госуслуги или личный кабинет на сайте ПФР, а также через работодателя. Недостающие документы можно предоставить в течение трех месяцев с момента запроса ПФР.
После этого фонд рассмотрит заявление о назначении страховой пенсии. Как правило, на это уходит около 10 дней. При запросе недостающих документов срок рассмотрения заявления может увеличиться до трех месяцев.
При наличии вопросов о трудовом стаже следует лично обратиться в ПФР. Если стаж недостаточен или отсутствует совсем, то страховую часть пенсии гражданин не получит, ему назначат социальную пенсию. Разница между размерами этих пенсий «весьма существенная», заключила Петровская.