Владельцы квартир могут не оплачивать услугу добровольного страхования жилья, включаемую в квитанции ЖКХ, если они не давали соответствующего согласия. Об этом напомнил заместитель управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Андрей Пучковский.
Он подчеркнул, что без заключения договора управляющая компания не может требовать данную плату. Причем при оформлении такового потребитель должен быть ознакомлен с его условиями и дать свое согласие на это. Таким образом, заключить его автоматически или иным скрытым способом нельзя, пояснил эксперт.
Если УК все же включает эту услугу в квитанцию без согласия гражданина, такие действия могут квалифицироваться как обман потребителей.
В то же время, добавил Пучковский, уплата добровольного страхования может считаться принятием договора. Но данное условие действует, когда соблюдены все требования по доведению до владельца квартиры условий договора и предоставлению возможности выбора по его заключению.
В случаях, когда контрагент настаивает, что договор формально заключен, а потребителю не была предоставлена возможность незамедлительно получить при оформлении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков.
Помимо проблемы правомерности включения в квитанции строчки о добровольном страховании, могут возникать вопросы и по предоставляемым услугам. Так, нет единых установленных критериев страховых случаев, что приводит к спорам о выплатах при пожаре из-за непотушенной сигареты или прорыве труб во время отсутствия хозяев в квартире.