Банки предложили обязать возвращать деньги жертвам мошенников. С соответствующей инициативой выступил Центральный банк России.
Ранее директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров рассказал, что регулятор планирует усовершенствовать механизм возврата клиентам банков денег, которые были похищены мошенниками. По данным Банка России, в прошлом квартале киберпреступники похитили у клиентов банков на 18,5% больше средств, чем за аналогичный период годом ранее. Суммарно россияне лишились более 3,2 млрд рублей. В то же время доля возвращенных средств от всего объема похищенного резко сократилась до 7,7% (-5,4 процентных пункта).
В числе предложений, которые регулятор разослал участникам рынка, значится введение упрощенного порядка возврата денежных средств клиентам, пострадавшим от действий мошенников, в размере суммы, которая будет определена Банком России.
На данный момент точную методологию расчета этой суммы Центробанк не раскрывает, отмечая при этом, что посчитана она будет, «исходя из целевого возврата денежных средств гражданам в среднем в 80-90% всех случаев социальной инженерии».
Уваров уже не первый раз говорит о намерении повысить качество «антифрод-процедур» (против мошенничества). Предполагается, что изменения коснутся и суммы возврата, которую банкам придется возвращать клиентам, ставшим жертвами.
Так, возврат средств в пределах установленной Банком России суммы распространится на все банки. В случаях, когда у организации будет низкий уровень антифрода (механизма по предотвращению хищений), ему придется вернуть клиенту всю украденную мошенниками сумму, даже если она превышает размер установленной регулятором. Речь идет о случаях, когда банки не могут выявить операции, совершенные без согласия клиента даже при получении всей необходимой информации от регулятора о мошеннических транзакциях.