Банк России контролирует страховые компании и законодательство, регулирующее их деятельность. На этот раз Центробанк решил подкорректировать нормы и принципы, изложенные в Правилах ОСАГО.
Основные тезисы по обязательной автогражданке содержатся в Законе ФЗ-40. Однако детальные положения о том, как поступать водителям при ДТП, как получить страховку, изложены законодателем в Правилах ОСАГО. Поэтому документ важен для практики. Что изменится для обычных водителей с принятием новых правил, рассмотрим далее в статье.
Почему меняются Правила ОСАГО
В пояснительной записке указано, что проект новых правил учитывает прекращение действия одной автоматизированной системы ОСАГО и ее замену с 1 октября 2024 года на другую. Вносятся и другие важные корректировки, но акцент сделан на поправках, связанных с введением новой АИС.
Некоторые существенные изменения в Правилах присутствуют, но они точечные, по существу, для обычных пользователей, автолюбителей ничего не меняется. Зачем нужны новые Правила? Ведь незначительные поправки можно было внести в действующие.
Причин несколько. Прежде всего, помимо новаций пересмотрена структура документа, она стала более удобной для использования. Действующие сейчас Правила применять довольно трудно, так как разделы слишком крупные, с ходу найти положения о заключении договора и поведении при ДТП сложно.
Кроме того, СМИ высказывают версию, что в соответствии с административной реформой все подзаконные акты (то есть, акты министерств, ведомств) имеют срок действия, за исключением отдельных документов. Актуальные правила действуют с 2013 года, больше десяти лет, поэтому их пришла пора переиздать. Это предположение выглядит обоснованным, в любом случае, проект прошел стадию общественного обсуждения, надо готовиться к его применению на практике.
Новации в Правилах ОСАГО
Совершенно новая формулировка только одна. В соответствии с ней законодатель поделил выплаты по ОСАГО и обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика. Если водитель автобуса, например, совершит ДТП с причинением вреда здоровью пассажиров, то выплата собственнику пострадавшего автомобиля будет производиться по ОСАГО, а пассажирам – по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика.
Кроме того, планируется введение электронного документооборота между страховой и водителями, собственниками транспортных средств. В структуре Правил выделят раздел про заключение договора и порядок определения ущерба при ДТП, что облегчит его использование.
Предполагается, что Правила начнут действовать с 1 октября 2024 года, тогда же, когда и новая АИС.
Кроме того, с 01.10.2024г. Россия и Беларусь планируют запустить единую систему ОСАГО, то есть, на территории этих стран будет действовать единый полис. В настоящее время, со 2 сентября, в этих странах действует собственная международная система «Синяя карта», которая стала альтернативой «Зеленой карте». Впоследствии к «Синей карте» предполагается присоединить страны СНГ и Турцию.
Сейчас проект проходит процедуру независимой антикоррупционной экспертизы.
Какие правила еще изменятся
Что еще меняется:
- страховой полис лишится одного реквизита. Теперь форма документа не предусматривает подпись страхователя, владельца автомобиля;
- вместо подписи ввели место для нанесения матричного штрихового кода, QR-кода. Он позволяет перейти на специальный ресурс и загрузить приложение «Госуслуги Авто». Сервис уже доступен для автовладельцев с августа 2023 года. В нем также можно найти описание условий и порядок оформления европротокола.
Правила, как и прежде, распространяются не только на страховую и страхователя, но и на включенных в полис лиц, потерпевших, водителей автомобилей.
Напомним, что с 2022 года применяется электронное извещение. Можно оформить извещение о ДТП без вызова сотрудников Госавтоинспекции и бумажных бланков. Достаточно заполнить онлайн-версию, используя сервис «Европротокол онлайн».
Чтобы оформить европротокол онлайн надо соблюсти определенные условия: оба участника ДТП должны иметь подтвержденные учетные записи на «Госуслугах», хотя бы у одного из них должно быть установлено приложение «Госуслуги Авто». Водитель без приложения сможет подтвердить верность данных по сгенерированной для этого ссылке.
Таким образом, уже работает важный сервис – Европротокол онлайн. Теперь предполагается дополнить механизм электронным документооборотом для заключения договора ОСАГО, под него создана специальная система АИС.
Введение новой АИС
Осенью этого года Центробанк инициировал введение новой АИС, с помощью которой автовладельцы смогут оформлять полисы автогражданки онлайн, без посещения офиса страховой компании. Банк России считает, что таким образом можно добиться прозрачности механизма автостраховки.
Руководить системой будет Центробанк, оператором станет дочерняя компания ЦБ РФ, АО «Национальная страховая информационная система». Доступ к системе также получат 13 государственных органов, в том числе, МЧС, Минобороны, ФНС, Соцфонд, МВД и т.д.
Пользователь в системе сможет посмотреть свою историю страхования, действующие договоры. Представители госорганов заявили, что цены на ОСАГО поменяться из-за введения новой АИС не должны, безопасность персональных и иных данных будет обеспечена.
Почему блокируют автомобили, ввезенные параллельным импортом?