В Российской Федерации в последние месяцы фиксируется низкая безработица, на уровне 3%. Показатель выглядит оптимистично, при этом отмечается даже дефицит кадров. В том числе, в регионах изданию РБК сообщили о возросшем спросе на учителей ряда специальностей.
Дефицит педагогов в регионах связывают с небольшой заработной платой. Целевые показатели майских указов по соответствию заработка учителей средней зарплате по региону выполняются. Однако в некоторых субъектах РФ средние зарплаты достаточно низкие и отличаются от федерального показателя. Зарплаты учителей также сильно разнятся в зависимости от региона, в Москве это 132 000 рублей, а в Курганской области только 41 000 рублей.
На каких учителей спрос в регионах
Исследование проведено изданием РБК. Были направлены запросы в регионы о том, учителя каких специальностей сейчас самые востребованные. Из 85 ответили 40 регионов.
В соответствии с предоставленными ответами получились следующие результаты:
- спрос на учителей математики отмечен 35 регионами;
- о востребованности учителей русского языка сообщили в 31 регионе;
- педагоги по английскому и другим иностранным языкам требуются в 29 регионах.
Также в пятерку вошли литература – 24 региона, физика – 13 регионов. О дефиците учителей начальных классов сообщили в 21 регионе.
Востребованность учителей русского языка и литературы объясняется тем, что эти предметы все ученики сдают в рамках ОГЭ и ЕГЭ. Спрос на педагогов по английскому языку обусловлен престижностью предмета. Знание английского является практически обязательным для трудоустройства в солидную компанию и дальнейшего продвижения по службе.
Востребованность педагогов вообще связана с особенностями кадровой политики школ и объективными условиями рынка труда. Педагогами чаще становятся молодые женщины, которые после нескольких лет работы уходят в декрет, поэтому нужен учитель на замену. Кроме того, многие педагоги после непродолжительной деятельности в школе решают продолжить образование и получить смежную специальность: освоить журналистику, HR и т.д.
Как школы справляются со спросом
Чтобы найти учителей на замену, привлекают вышедших на пенсию специалистов, совместителей, студентов последних курсов вузов.
Одной из причин дефицита педагогов являются недостаточно высокие зарплаты, поэтому практикуются доплаты, стимулирующие выплаты. Существуют специальные подъемные программы, например, «Земский учитель».
При этом принципы образования зарплаты не всегда ясны. Базовая часть за ведение уроков и проверку работ иногда невелика и до средней по региону зарплату учителей «добивают» за счет стимулирующих и компенсирующих выплат, премий, оплаты классного руководства.
Ставка зависит от стажа и квалификации, количества подготовленных олимпиадников и т.д. Учителя часто недостаточно четко понимают, как формируется их зарплата. Систему оплаты педагогов постоянно порываются изменить, ввести единые показатели и составляющие части, но пока в каждом регионе действуют собственные правила.
В Госдуму внесен законопроект №445825-8, в соответствии с которым предлагается установить зарплату муниципальных учителей, работающих на полную ставку, на уровне не менее двух с половиной МРОТ. Другим законопроектом с 1 января 2024 года МРОТ предлагается установить на уровне 19 242 рубля. Изначально инициатива о дополнительной индексации МРОТ была озвучена президентом РФ.
Бюджетных мест в российских вузах станет больше — что изменилось?