В Государственной Думе разрабатывают законопроект, который определит правила оказания услуг блогеров и инфобизнесменов. С развитием интернета в сети появилось много специалистов, предлагающих «марафоны» по решению финансовых и личных проблем. Такие курсы пользуются спросом, что привлекает к деятельности внимание мошенников, которые выдают себя за профессиональных коучей.
Чтобы оградить потребителей от некачественных услуг, сделать деятельность блогеров прозрачной? законодатели планируют принять отдельный закон о деятельности инфобизнесменов. С законодательной инициативой в ГД РФ обратились общественники. О конкретных предложениях и сложностях при разработке законопроекта поговорим далее в статье.
Откуда известно о разработке закона о блогерах и инфобизнесменах
Новостью о законопроекте поделились «Известия» со ссылкой на информированные источники в Госдуме. Работу над инициативой подтвердила изданию первый зампред комитета ГД по просвещению Яна Лантратова. «Известия», апеллируя к источникам в российском парламенте и комментариям депутатов, сообщили, что в ГД РФ создана рабочая группа, несколько совещаний проведено в Совете Федерации.
С инициативой о разработке законопроекта выступила организация «Общественная потребительская инициатива». «Известия» сообщают, что письмо общественников есть в их распоряжении.
Каким будет закон, когда его примут, неизвестно. Пока речь идет только о разработке документа, который не дошел даже до стадии оформленного законопроекта.
Деятельность блогеров приобрела широкое распространение в последнее время. В обиходе за ней закрепилось пренебрежительное называние «инфоцыганство», однако, коучи и тренеры привлекают большое количество ресурсов от пользователей, оперируют миллионами рублей. Достаточно вспомнить резонансные уголовные дела против блогеров Елены Блиновской, Аяза Шабутдинова, Валерии Чекалиной. Если А. Шабутдинова обвиняют в мошенничестве, то Е. Блиновскую и В. Чекалину в неуплате налогов на суммы в сотни миллионов рублей.
Предложения общественников
Представители «Общественной потребительской инициативы» считают необходимым:
- ввести нормативное определение блогерской деятельности. К этой же категории они относят инфобизнесменов, тренеров и коучей;
- обязать инфобизнесменов до заключения с потребителями договора об оказании услуг сообщать свои реквизиты и контактные данные;
- обязать коучей и тренеров сообщать клиентам данные о результативности курсов, реалистичности заявленных целей, полную информацию о своей деятельности;
- предусмотреть в законе порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения договора между блогером и клиентом. А также отдельно проработать порядок разрешения споров, чтобы защитить интересы потребителей;
- установить, что клиент вправе отказаться от договора и получить компенсацию за некачественные услуги.
По словам общественников, многие курсы обещают «золотые горы», но не предлагают конкретных знаний для реализации поставленных амбиционных целей. Организация посчитала, что в 2023 году число обманутых инфоцыганами граждан выросло на 68% и продолжает увеличиваться.
Дополнительно в Госдуме рассматривается вопрос отнесения блогерской деятельности к экономической и включения ее в ОКВЭД. Предложение прозвучало от Я. Лантаровой и нашло отклик у Минцифры и Росстандарта.
Проблемы при разработке законопроекта о блогерах
В комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи инициативу находят своевременной и нужной. Депутаты считают, что единые правила для блогеров необходимы, однако, отмечают сложности в регулировании деятельности.
Так, инициативу общественников прокомментировал депутат Госдумы Александр Хинштейн. Он сообщил, что возможность введения закона о блогерах рассматривается довольно давно, особенно актуальной она стала после отмены в 2017 году закона, который обязывал владельцев сайтов регистрироваться, если количество посетителей превышало 3 000 в сутки. Однако этот нормативный документ не работал.
Кроме того, А. Хинштейн отметил следующие трудности:
- критерии блогерства. Можно ли отнести к ним, например, школьников со страничкой во ВКонтакте, которые размещают истории о своей жизни;
- порядок работы российских блогеров на иностранных площадках, которые не высказывают желания исполнять даже действующие российские законы.
В Совете Федерации отметили, что инфобизнес находится в серой зоне регулирования, и его пора выводить в правовое поле. Эксперты считают, что закон сделает деятельность блогеров более прозрачной.
Как потребитель может защитить свои права сейчас
Юристы отмечают, что потребители услуг блогеров могут защитить свои права и сейчас по нормам действующего законодательства. Даже если деятельность не внесена в ОКВЭД, она подпадает под нормы закона о защите прав потребителей.
Клиенты имеют возможность заключить договор и запросить все документы заранее, более того, ЗЗПП обязывает продавца предоставлять информацию о предприятии и услуге. Другое дело, что трудно определить, насколько курсы будут результативны для конкретного ученика, многое зависит от способностей и времени, уделенного освоению знаний. Если, конечно, речь не идет об откровенном мошенничестве, но тогда встает вопрос критериев качества информационных услуг.
В целом, действующее законодательство дает возможность отстоять свои права без отдельного закона. Правоприменительная практика тоже сложилась в пользу потребителей. Не все знают, каким образом это сделать, поэтому имело бы смысл создать организацию, помогающую обманутым клиентам инфоцыган.
Треш-стримы под запретом — какое наказание планируют ввести?