Президент подписал закон, которым увеличены штрафы за некачественные жилищно-коммунальные услуги. Финансовые санкции для ресурсоснабжающих организаций повышены сразу на несколько порядков.
Депутаты обратили внимание – штрафы остаются неизменными более 15 лет, что сказывается на качестве работы. Ресурсовики не опасаются ответственности за нарушение работы, так как наказание для них не является существенным. Поэтому законодатели решили повысить штрафы и сразу существенно. Если потребитель считает жилищно-коммунальные услуги некачественными, он вправе обратиться непосредственно к ресурсовикам или в надзорный госорган и попросить разъяснений.
В чем состоят изменения
Президент РФ Владимир Путин 29 мая 2024 года подписал федеральный закон №116-ФЗ, которым внесены изменения в КоАП РФ. В частности, увеличены суммы штрафов, которые назначают за нарушения в сфере ЖКХ.
Какие именно штрафы повышены:
- нарушение установленного нормативного уровня или режима оказания услуг ресурсовиками (ч. 2 ст. 7.23 КоАП РФ) влечет наложение штрафа на должностных лиц от 5 000 до 10 000 рублей, на юрлиц – от 30 000 до 50 000 рублей. К таким нарушениям относится, например, превышение перерыва в подаче холодной воды, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг (постановление №354) и СНиП. То есть, это нарушение правил ЖК РФ и других обязательных актов, в том числе, подзаконных;
- повторное нарушение грозит штрафом от 10 000 до 30 000 рублей для должностных лиц и санкцией от 50 000 до 100 000 рублей для компаний.
Ранее ресурсовики, как и другие субъекты, отвечали по этой норме в пределах от 500 до 1 000 рублей (штраф для должностных лиц) и от 5 000 до 10 000 рублей (штраф для юрлиц). Теперь выделена отдельная часть статьи для них. При этом ИП по статье 7.23 КоАП РФ отвечают как юрлица.
Депутаты утверждают, что на практике многим ресурсовикам было выгоднее отмахнуться от жалобы и заплатить штраф, чем исправить нарушение.
Срок вступления закона в силу не указан, таким образом он начнет работать через 10 дней послу публикации, 9 июня 2024 года.
Куда жаловаться на некачественные коммунальные услуги
Прежде всего, стоит изучить Правила предоставления коммунальных услуги, чтобы узнать свои права. С учетом изменений жалобы будут более эффективными, так как теперь грозит штраф до 100 000 рублей.
Куда можно пожаловаться на ресурсовиков:
- директору, в вышестоящие организации, если таковые имеются;
- в Государственную жилищную инспекцию;
- в прокуратуру, если жалобы в ГЖИ не помогли. Прокуратура осуществляет надзор за законностью во всех сферах, это универсальный орган для жалоб по любым вопросам;
- в суд. Но к подготовке иска в суд важно подойти тщательно, это не просто жалоба, а конкретное требование – о выполнении обязанностей, договора, возмещении убытков и т.д.
Любое обращение необходимо подтвердить доказательствами (фото, видео, сообщения СМИ), а иск в суд еще и правовым обоснованием, ссылками на пункты договора и статьи законов.
Можно ли привлечь коллекторов для возврата долга за услуги ЖКХ?