Взыскание с продавца штрафа 50% по закону о защите прав потребителей — разъяснения ВС РФ

Взыскание с продавца штрафа 50% по закону о защите прав потребителей - разъяснения ВС РФ - 1 Доходы населения

Потребитель может взыскать с продавца или производителя штраф помимо основного ущерба, неустойки и морального вреда. Эта санкция предусмотрена законом о защите прав потребителей за отказ от добровольного удовлетворения справедливых требований покупателя. Размер штрафа составляет 50% от присужденной судом суммы.

Суды обычно учитывают отсутствие юридического образования у потребителей, но иногда встают на сторону продавца или организации, оказывающей потребительские услуги. Так случилось в Адыгее, где суд отказался взыскивать с управляющей компании потребительский штраф, так как он не был указан в претензии. ВС РФ разъяснил коллегам, что даже если потребитель не смог должным образом сформулировать требования, право на штраф есть по закону. Читайте подробнее в статье.

Позиция нижестоящих судов по взысканию штрафа

Суть спора состоит в следующем. Жительницу квартиры на пятом этаже затопило. Она обратилась в УК, где признали, что происшествие случилось по вине самой собственницы, утроившей козырек на балконе без согласования. Женщина не согласилась с решением комиссии УК, сначала написала претензию (она была проигнорирована), а потом отправилась в суд с иском.

Суды первых трех инстанций последовательно признали вину УК в подтоплении и взыскали ущерб и моральный вред, расходы на экспертизу (всего около 120 000 рублей), но в удовлетворении требований о штрафе и неустойки отказали. Обоснование – возможность присуждения штрафа и неустойки не была указана в претензии.

Позиция Верховного Суда по потребительскому штрафу

ВС РФ не поддержал решения нижестоящих инстанций по следующим основаниям:

  • положения закона о защите прав потребителей развивают постановления Пленума ВС РФ. В постановлении №17 сказано, что суд взыскивает штраф, даже если истцом он не заявлен в иске;
  • законом и постановлениями Пленумов ВС РФ не установлено содержание претензии потребителя, обязанность потребителя просить о штрафе в определенной форме;
  • досудебный порядок предъявления требования о штрафе законодательством и судебной практикой не введен.

Поэтому ВС РФ отменил решение, на втором круге суд первой инстанции взыскал штраф и неустойку с УК.

Выводы из этого решения следующие: ВС РФ практически позволил не направлять претензию (в части штрафа и неустойки) и не указывать в претензии точную сумму ущерба. Продавец или производитель может определить ущерб самостоятельно. Юристы советуют все-таки обращаться с претензией, так как демонстрация конкретных сумм ущерба способна сподвигнуть вторую сторону на внесудебный компромисс.

Претензию необходимо направлять на юридический адрес, чтобы обеспечить ее поступление продавцу или производителю. Юридический адрес можно найти на чеке или на официальном сайте компании, где указаны контакты: телефоны, место нахождения, способы связи и т.д.

При затоплении юристы советуют фиксировать ущерб любыми доступными средствами: при помощи фото и видеосъемки. Очень важно зафиксировать все детали, по возможности – причины происшествия, источники подтопления.

Оцените автора
ProGov.Ru
Добавить комментарий