Глава государства подписал закон, который обязывает блогеров предоставлять сведения о себе госорганам. Новые правила касаются не всех.
Изменения вносятся в закон «О связи» и еще ряд законов. Поправки инициировали парламентарии с подачи Роскомнадзора, 30 июля законопроект был принят Государственной Думой Российской Федерации. Позднее он получил также одобрение второй палаты российского парламента, Совета Федерации. Эксперты назвали этот нормативный акт законом о деанонимизации блогеров. Ниже расскажем по какой причине.
Новые правила в соответствии с законом
Суть в том, что блогеров с большой аудиторией обяжут сообщаться сведения о себе в государственные органы.
Конкретны правила такие:
- блогеры, владельцы каналов, у которых 10 000 и более подписчиков, обязаны сообщать данные о себе в Роскомнадзор (для сокращения используется аббревиатура РКН). В том числе, правила распространяются на блогеров в YouTube и Telegram, также касаются всех социальных сетей и мессенджеров;
- Росокмнадзор будет вести список каналов официально, они получат специальную пометку;
- владельцам каналов, которые не отчитались в РКН, будет запрещено размещать рекламу и информировать о возможных способах получения финансирования канала и его владельца (речь, скорее всего, о так называемых донатах, то есть, фактически о пожертвованиях);
- также другим блогерам будет запрещено репостить сообщения таких каналов;
- список данных, которые надо предоставлять, позже отдельно утвердит Правительство подзаконным актом;
- владельцы каналов будут обязаны предоставить дополнительные данные по запросу РКН или ФСБ;
- владельцев мессенджеров дополнительно обязали не допускать ситуации, когда пользователи получают сообщения от неизвестных оппонентов без своего согласия.
Законопроект принят в целях повышения ответственности блогеров перед своей аудиторией.
Треш-стримы под запретом — какое наказание планируют ввести?
Почему появилась такая инициатива
Инициатива прорабатывалась достаточно давно в борьбе за чистоту информационного пространства. Пока очевидно, что необходимо дождаться подзаконных документов Правительства, чтобы понять, как она будет претворяться в жизнь.
Росокмнадзор изначально выступил с предложением ввести новую обязанность для блогеров. Госорган инициировал поправки, которые предполагали раскрытие информации о владельцах каналов с ежедневной аудиторией больше 1 000 человек. Предполагалось, что они будут сообщать свои фамилию, имя и отчество, а также другие контактные данные в Роскомнадзор. Правило о запрете рекламы у незарегистрированных блогеров звучало и в этом предложении.
Ассоциация блогеров предложила выделить 5% общего годового объема контента (содержания каналов) по социальную рекламу. Эта инициатива пока поддержки не получила.
Мотивация у поправок по раскрытию данных следующая: каналы в соцсетях и мессенджерах стали выполнять задачи средств массовой информации. При этом многие из них не могут быть привлечены к ответственности за содержание контента, так как действуют анонимно.
Принят закон о социальном банковском вкладе — кто его сможет открыть?