Рынок электронной коммерции в России растет быстрыми темпами, за 2022 год его обороты увеличились почти на 40%. Эксперты предсказывают его бурное развитие в будущем, в том числе, из-за санкций. Товары параллельного импорта продаются в основном онлайн, в интернет-магазинах.
Между тем в 2022-2023 годах работа маркетплейсов сопровождалась постоянными скандалами, претензии к ним предъявляли партнеры, владельцы пунктов выдачи, сотрудники и покупатели. Последние не раз отмечали продажу контрафакта и брака. Поэтому депутаты разработали законопроект, который вызвал неоднозначную реакцию.
Ситуация с пунктами выдачи заказов
Весной несколько владельцев ПВЗ пошли на открытый конфликт с руководством интернет-магазина Вайлдберриз. Они даже объявили забастовку. Владельцев ПВЗ не устроили новые условия сотрудничества, которые маркетплейс изложил в оферте. Именно на пункты выдачи заказов перекладывалась ответственность за обнаруженный покупателем брак, причем штрафы были введены значительные.
В ответ Вайлдберриз прибег к блокировке пунктов выдачи. Позже работа некоторых была возобновлена, часть штрафов (например, за выдачу товаров несоответствующих заказу) отменена. Однако конфликт не был полностью разрешен, даже несмотря на привлечение представителей госорганов.
Поэтому уже в марте в Госдуме заговорили о необходимости принятия отдельного закона о маркетплейсах и их работе. По данным СМИ его предполагалось назвать «законом Бакальчук», по имени основательницы и гендиректора самого популярного российского интернет-магазина.
Пока о разработке отдельного закона ничего неизвестно, но в Госдуму внесен законопроект о внесении поправок в закон о защите прав потребителей. Авторы указывают в пояснительной записке, что необходимость его принятия обусловлена действиями интернет-платформ в отношении их партнеров.
Что за инициатива
Законопроект №445923-8 внесен в Госдуму группой депутатов, среди которых представители разных партий, в том числе С. Миронов (СРЗП), член комитета ГД РФ по защите конкуренции И. Филатова (КПРФ), заместитель главы Комитета по экономической политике С. Наумов (ЛДПР), зампредседателя Комитета по промышленности и торговле А. Спиридонов («Единая Россия»).
Предлагается внести изменения в статьи 12 и 18 Закона о защите прав потребителей. Законопроект поступил в Госдуму 25.09.2023г., направлен в комитеты для рассмотрения, пока не прошел даже первое чтение. О перспективах его принятия сказать сложно, так как пока нет отзывов Правительства и официальных комментариев.
Юристы критикуют его за специфические запреты для маркетплейсов, например, по продаже собственной продукции (эксперты считают их не соответствующими рыночной модели конкуренции), в части введения ответственности за качество проданного товара. Юристы также отмечают, что определения охватывают только формальную сторону функционирования субъектов интернет-торговли. Практически такие же претензии у компании Озон, о них ниже.
При этом необходимость регулирования сферы электронной коммерции все участники рынка и заинтересованные стороны признают. Будет ли принят закон и в каком виде, точно неизвестно, в текст еще могут быть внесены изменения.
Как покупать в интернет-магазине Shein сейчас — работает ли доставка в Россию в 2023 году?
Что предлагают депутаты
В соответствии с законопроектом предполагается введение следующих правил и новаций:
- устанавливаются основные определения. Причем под маркетплейсом понимается интернет-площадка, где можно посмотреть и купить товар, а под ПВЗ – помещение, где производится хранение, приемка и выдача;
- условия договоров можно пересматривать, но не чаще одного раза в год, даже по соглашению сторон. О намерении изменить условия нужно предупредить не менее, чем за 30 дней;
- право владельца маркетплейса на списание денежных средства со счетов продавцов товаров в счет штрафов ограничивается. Списание возможно только при наличии «письменного распоряжения продавца товаров на маркетплейсе или владельца ПВЗ о допустимости списания денежных средств»;
- владелец площадки обязан письменно предупредить контрагента о наложении и списании штрафа, с мотивацией такого решения;
- владелец маркетплейса получает право ограничивать доступ к личному кабинету только если третьи лица его взломали. В остальных случаях это запрещено;
- маркетплейсам с оборотом более 150 миллиардов рублей в год запрещено продавать собственные товары на площадке, если уже представлены аналогичные других продавцов;
- условия оферты с ПВЗ и продавцами должны быть размещены на сайте площадки;
Также потребитель может предъявить требования по качеству товара к маркетплейсу.
Отзыв Озон на законопроект
Компания Ozon составила отдельный документ, в котором высказала свое мнение о законопроекте и предложила внести изменения в его текст. Письмо отправлено главе Минэкономразвития М. Решетникову.
Замечания следующие: необходимо убрать пункт о запрете на продажу аналогичных товаров площадкам с оборотом более 150 миллиардов рублей в год. Маркетплейсы прибегают к продаже своих товаров редко, когда ощущается их недостаток. Кроме того, они не торговые сети и не могут отвечать за качество. Также критике подверглись пункты о списании только по уведомлению, они производятся обычно за некачественный товар, о пересмотре договора только раз в год (продавцов слишком много и изменения условий взаимодействия могут быть вызваны корректировкой законодательства).
В общем, Ozon делает вывод, что принятие законопроекта в существующем виде грозит упразднением бизнес-модели маркетплейсов в России.
Интересно, что критикует законопроект именно Озон, а о реакции Вайлдберриз пока ничего не сообщается.
Какие ограничения есть на продажу вейпов в России в 2023-2024 годах?