С 1 сентября внесены поправки в КоАП РФ, которые затронули маркировку рекламы в интернете. Она стала обязательной ровно год назад, 1 сентября 2022 года. Теперь введена административная ответственность за нарушения правил маркировки. Год законодатели дали бизнесу для освоения с новыми правилам.
Тем не менее вопросы остались, по спорным моментам необходимо ждать или получать разъяснения у контролирующих органов, принимая во внимание, что санкции значительные. Штрафы составят от десяти до ста тысяч рублей для физлиц, и от двухсот до полумиллиона для юрлиц. Теперь официально: введена ответственность за распространение немаркированной рекламы в интернете и за нарушение требований к маркировке.
За какие нарушения теперь установлена ответственность
В настоящее время любая интернет-реклама должна иметь индивидуальный идентификатор, информацию о ней необходимо передавать в Роскомнадзор для формирования отдельного реестра интернет-рекламы (сокращенно – ЕРИР).
Изменения внесены федеральным законом ФЗ-274 от 24.06.2023г. в ст. 14.3 КоАП РФ. Установлены штрафы на следующие правонарушения:
- непредставление в РКН информации об интернет-рекламе, нарушение сроков предоставления такой информации (30 дней после размещения), либо предоставление неполных, недостоверных или неактуальных сведений;
- распространение рекламы без маркировки (специального токена, выдаваемого ОРД), либо с нарушением требований к размещению токена – существуют требования к размещению маркировки. Детально они описаны в приказе РКН №191 от 30.11.2022г. (п. 10-13);
- невыполнение обязанностей, возложенных на операторов рекламных данные. Этот блок касается только ОРД, через которых передаются данные о рекламе в РКН для ЕРИР. Самостоятельно напрямую передавать данные в РКН нельзя. Это нарушения конкретно ОРД: неисполнение порядка взаимодействия, передача некорректных данных, не передача данных.
Санкции за нарушения установлены в виде штрафов, но довольно значительных.
Какая ответственность установлена за отсутствие и нарушение маркировки
Третий блок основную массу работающих с интернет-рекламой субъектов не затрагивает, но имеет значение для формирования представления о размере ответственности.
Нарушение | Размер штрафов в рублях | ||
Для физических лиц | Для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и малых предприятий | Для крупных и средних юридических лиц | |
Первый блок: непредставление данных, нарушение сроков, предоставление некорректных данных | От 10 000 до 30 000 | От 30 000 до 100 000 | От 200 000 до 500 000 |
Второй блок: распространение рекламы без маркировки или с нарушениями маркировки | От 30 000 до 100 000 | От 100 000 до 200 000 | От 200 000 до 500 000 |
Третий блок: невыполнение обязанностей ОРД | — | От 100 000 до 200 000 | От 300 000 до 700 000 |
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ индивидуальным предпринимателям штраф назначается в том размере, который установлен для должностных лиц. А в соответствии со ст. 4.1.2 КоАП РФ штраф для малых предприятий (субъектов малого и среднего бизнеса, микропредприятий) устанавливается такой же, как для ИП.
При совершении нескольких правонарушений штрафы суммируются. Вилка штрафа довольно существенная, конкретный размер будет определять РКН или ФАС с учетом тяжести нарушения, конкретных обстоятельств.
Главное о маркировке
Ключевые моменты закона о маркировки рекламы в интернете следующие:
- вся реклама в интернете учитывается в ЕРИР, который ведет РКН;
- помимо РКН процесс контролируется ФАС, антимонопольная служба следит за исполнением законодательства о рекламе, и ФНС. Технически отслеживает рекламу радиочастотная служба;
- онлайн-реклама теперь должна помечаться специальным токеном, кроме случаев, указанных в исключениях;
- по каждому рекламному креативу сдается ежемесячная отчетность по показам.
По данному закону маркируется только реклама, размещаемая на территории РФ.
Как избежать штрафа
Чтобы избежать штрафов, необходимо настроить весь процесс маркировки рекламы и отчетности правильно. Существуют подробные разъяснения, вкратце процесс выглядит следующим образом:
- заключить договор с ОРД, список есть на сайте РКН;
- завести личный кабинет на сайте ОРД;
- получить уникальный буквенно-цифровой идентификатор в личном кабинете, это и есть токен;
- подать данные о конечном рекламодателе до размещения рекламы;
- разместить токен в рекламе, его можно вшить в кликовую ссылку, добавить в текст или изображение;
- пометить объявление маркером «Реклама»;
- разметить на объявлении информацию о рекламодателе;
- передать данные о рекламной компании. Здесь нужно распределить обязанности между участниками цепочки и передавать данные о своей части процесса. Например, рекламораспространитель отвечает за информацию о контрактах, актах, рекламодателе, охвате и прибыли от рекламы. Рекламодатель отвечает за достоверность информации о самом себе, продвигаемом товаре и т.д.;
- передать данные в ЕРИР, это делает ОРД.
Отдельные вопросы необходимо уточнять в РКН или у юристов.
Новый закон о такси с 1 сентября 2023 года — принят или нет?
Как будет применяться новый закон на практике
Пока это неясно, но важно знать, что вообще попадает под понятие реклама в интернете. Например, рассылки и пуш-уведомления с продвижением собственных товаров не считаются по закону рекламой, это исключение, как и социальная реклама. Ключевое отличие рекламы – коммерческая составляющая.
Кроме того, не относятся к рекламе:
- справочно-информационные и аналитические материалы, например, упоминание в видео понравившегося кафе без оплаты;
- обязательно размещаемая информация, например, о производителе;
- обзоры товаров без цели продвижения. Но если одному товары уделить больше внимания, могут возникнуть вопросы;
- ограниченная интеграция в научные и литературные произведения;
- объявления физлиц и юрлиц, не связанные с предпринимательством, например, на Авито. Просто размещение товара на маркетплейсе рекламой пока не признается.
Для саморекламы законы исключений не делает, ее надо маркировать. Также стоит заметить, что Яндекс и ВК настроили свои рекламные системы.
Новый закон о запрете иностранных слов в 2023 году в России — в чем его смысл?