После нескольких резонансных случаев, когда кондукторы высаживали детей без билетов на мороз, Устав автомобильного транспорта пополнился новым запретом. В соответствии с п. 22 ст. 20 нельзя высаживать из общественного транспорта детей до 16 лет, даже если они не оплатили проезд.
Правило вступило в силу 7 марта 2021 года. По его выполнению на практике за два с половиной года накопились вопросы. Они частично освещены в последних рекомендациях Минтранса. Если кратко, то разработка правил работы кондукторов с безбилетниками передана на места.
Общие положения о рекомендациях
Минтранс оформил рекомендации письмом №ДЗ/28400-ИС от 07.09.2023г. Они опубликованы официально, текст можно найти на правовых платформах.
Важные моменты:
- запрет на высадку из общественного транспорта распространяется на граждан, не достигших 16 лет и следующих без сопровождения взрослого;
- запрет распространяется на случаи безбилетного проезда, если оплата обязательна и на случаи, когда не подтверждены права на льготу, например, не предоставлен паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- рекомендации выпущены в целях соблюдения запрета, содержащегося в Уставе, а также предотвращения конфликтных ситуаций.
Документ не имеет обязательной юридической силы и является скорее разъяснением по работе с молодыми безбилетниками. Регионы не должны его выполнять, могут просто принять к сведению, если проблема неактуальна.
Что Минтранс рекомендует предпринять местным властям
Министерство транспорта предлагает реализовать целый комплекс мероприятий. Источники финансирования не уточняются, вероятно, средства необходимо выделить из регионального или местного бюджета.
В целом установлено, что регионы вправе самостоятельно определять порядок проверки билетов и принципы взаимодействия кондукторов с пассажирами. При этом отдельно сделан акцент на учете территориальных и климатических особенностей районов и отдельных местностей.
Перечень конкретных мероприятий
В том числе, в письме приведены следующие рекомендации:
- создать региональную или муниципальную службу для проверки оплаты проезда;
- оснастить общественный транспорт системами видеонаблюдения;
- разместить достаточное количество терминалов и иных устройств, чтобы пассажирам было удобно оплачивать проезд;
- организовать взаимодействие с ОВД, полицией, нацгвардией в целях применения мер воздействия на нарушителей общественного порядка;
- проводить инструктаж с кондукторами, водителями о принципах и способах работы с безбилетниками;
- предупреждать нарушителя о наличии видеокамер и фиксации ими события правонарушения;
- информировать сотрудников ОВД о факте нарушения;
- организовывать периодические проверки совместно с сотрудниками ОВД. Сотрудники ОВД при этом имеют право задерживать нарушителей и составлять на них протоколы об административном правонарушении;
- выдавать учащимся карты школьника, чтобы они помогли установить личность;
- наладить взаимодействие со школами для профилактической работы.
При этом стоит отметить, что общественный транспорт в регионах находится в руках частников. При этом принудительная высадка пассажира до 16 лет не допускается в любом случае.