Вступил в силу закон, в соответствии с которым у банков появились новые обязательства. Порядок возврата украденных мошенниками денежных средств уточнен и скорректирован. Он распространяется на некоторые ситуации хищения активов граждан, хранящихся в кредитных организациях.
При определенных обстоятельствах банки будут обязаны возместить средства клиенту в течение 30 дней после получения от него заявления. Новый закон проясняет механизм действия возврата денег, он действует с 25 июля 2024 года. Подробнее об этом правовом инструменте далее в статье.
В каких случаях можно рассчитывать на возврат банком украденных средств
В пресс-службе Центрального банка пояснили, в каких обстоятельствах банк вернет украденные деньги:
- клиент потерял банковскую карту и об этом сразу же уведомил кредитную организацию;
- картой воспользовались без согласия клиента, владелец уведомил об этом факте банк;
- кредитная организация провела перевод денежных средств на счет мошенников, включенных в специальную базу Центрального банка и не приостановила сначала операцию;
- кредитная организация не отправила клиенту уведомление о переводе, совершаемом без его разрешения, согласия.
Во всех этих ситуациях кредитная организация будет обязана полностью вернуть всю сумму ущерба своему клиенту.
Цель нововведений в соответствии с заявлением Центрального банка – предотвращение сомнительных операций, хищения денежных средств граждан. Эти механизмы помогут даже в случае использования мошенниками методов социальной инженерии. Центральный банк озвучил статистику за прошлый год: из похищенных злоумышленниками почти 16 миллиардов рублей банки вернули гражданам только 8,7%.
При этом у регулятора есть документ, в котором содержатся признаки мошеннических операций. Они регулярно пополняются. Так, 11 июля добавили еще три признака, в том числе, использование счета для реализации мошеннических схем.
Что делать, если мошенники взяли кредит на ваше имя
Новые обязанности банков по приостановке финансовых операций
Также банки обязаны приостанавливать переводы на два дня в случае, если в базе данных Центробанка содержится информация о том, что получатель участвовал в мошеннических операциях или совершал подобные попытки. Проведение перевода грозит обязанностью по возрасту средств. Обязанность по приостановке необходимо исполнить даже если клиент проявляет настойчивость или пытается совершить перевод повторно во время двухдневного период охлаждения.
Банк обязан уведомить о приостановке клиента, указать ее причину и срок. Способ уведомления используется тот, который указан в договоре. Если спустя два дня клиент решит провести операцию, банк обязан будет осуществить перевод.
Если банк приостанавливает операцию в соответствии с признаками мошеннических схем, то обязан предупредить клиента об этом. Необходимо отдельно указать на возможность участия мошенников. При этом одобрение перевода клиентом делает его обязательным для банка. Если только данные о получателе не внесены в отдельный список базы.
Мошенники оформили кредит на чужое имя: разбор судебной практики