Мошеннические схемы постоянно меняются. Наиболее актуальные были раскрыты Росфинмониторингом на конференции в феврале 2024 года. Расскажем о них подробнее.
Новый вид мошенничества: разъяснения Росфинмониторинга
На Конференции финансовых структур, проходившей 7 февраля, представитель Росфинмониторинга, Ольга Тисен, сообщила об увеличении числа жалоб граждан на мошеннические действия. Она рассказала, что в 2024 году Федеральная служба по финансовому мониторингу столкнулась с наплывом обращений от обманутых мошенниками граждан. В том числе, жалобы направляют индивидуальные предприниматели и директора компаний.
Ольга Тисен сообщила следующее:
- мошенники звонят гражданам с мессенджеров;
- при этом на аватарке появляется официальная эмблема службы;
- второй способ мошенничества по этой схеме – письма по электронной почте якобы от Росфинмониторинга;
- в письме или по телефону гражданину сообщают, что он должен оплатить неустойку, так как его подозревают в нарушении антиотмывочного законодательства или совершении преступлений экстремистской направленности.
Представитель Росфинмониторинга обратила внимание, что раскрыть эту схему очень просто. Служба не является правоохранительным органом и кредитной организацией, Росфинмониторинг не уполномочен блокировать или замораживать счета, проводить оперативно-розыскные мероприятия. Тем более, он не может требовать уплаты каких-то средств.
Что делать, если мошенники взяли кредит на имя гражданина
Чем занимается Росфинмониторинг
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет финансовый контроль, но весьма специфический, в одной сфере. А именно, Росфинмониторинг является тем органом госвласти, который противодействует легализации полученных преступных путем денег и финансированию терроризма. Службу также называют финансовой разведкой страны.
В рамках своих задач Росфинмониторинг разрабатывает государственную политику, координируется деятельность других госорганов, вырабатывает меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Росфинмониторинг издает подзаконные акты и письма, аккумулирует информацию, поступающую из банков и других организаций, работающих с деньгами и ценностями, ведет список экстремистов и террористов, взаимодействует с правоохранительными органами, запрашивает информацию о подозрительных операциях, может их приостанавливать на срок до 30 дней, обращается в суд за приостановкой операций.
ТОП-10: какие самые популярные способы обмана практикуют мошенники?
Что такое антиотмывочное законодательство
По антиотмывочному закону ФЗ-115 банки и другие организации обязаны идентифицировать клиентов, отслеживать подозрительные операции по определенным признакам, сообщать в РФМ о них, вести внутренний контроль. Статус клиента: ИП, юрлицо, физлицо, при этом не имеет значения.
Таким образом, администрированием платежей служба не занимается. Поэтому звонок о погашении платежей от службы априори мошеннический. Однако если клиент совершит перевод экстремистской организации, использует сомнительные схемы, банк об этом сообщит в РФМ и операцию приостановят.
На практике Росфинмониторинг очень редко взаимодействует с физическими лицами. Даже если какую-то операцию приостановят, обмен информацией осуществляется через банк. В поле зрения банков и РФМ обычно попадают крупные операции, превышающие 600 000 рублей. Правило не касается переводов лицам, входящим в специальные списки (экстремистских организаций, экстремистов и террористов), в этом случае подозрительной будет считаться любая операция.
Осторожно, мошенники! Разбор схемы со звонком из полиции
Новый вид мошенничества с использованием торговых площадок
В конце 2023 года ВТБ сообщил о другом новом способе мошенничества с использованием популярных досок объявлений. Они размещают там информацию и получают доступ к приложению сервиса. Многие площадки скрыли реальные номера клиентов и запустили для пользователей приложение.
Пользователь получает звонок из знакомого приложения и отвечает. Далее мошенники могут применить разные схемы. Например, они предлагают задаток или оплату товара.
Далее мошенник забалтывает жертву и просит сообщить данные о банковской карте, коде доступа. Благодаря этому злоумышленники получают доступ к онлайн-банку и оценивают финансовое положение. После чего появляется сообщник, якобы представитель службы безопасности банка и сообщает о подозрительных перечислениях. Потом просит перевести деньги на безопасный счет. После совершения операции средства вернуть уже не получится. Для убедительности могут даже использоваться поддельные документы.
Нередко проворачивают схемы с взломом личного кабинета на марктплейсе, чтобы инициировать взаимодействие от имени магазина или покупки. Чтобы обезопасить себя, надо использовать все доступные, предлагаемые площадкой средства и защищать личные кабинеты надежным паролем.
Портрет жертвы мошенников
Банк России опубликовал на своем официальном сайте портрет жертвы мошенников, составленный на основании опроса. И это не пенсионер, а женщина 25-44 лет со средним образованием и постоянной работой.
Уловкам мошенников поддается примерно каждый десятый респондент, которого они пытаются «обработать». Средняя сумма потери из-за действий мошенников – до 20 000 рублей. Обычно жертвы сами переводили деньги или называли данные карты. Последний тренд – количество мошенников возросло, и они стали активно использовать мессенджеры.