Как изменится «закон о тишине» в Москве в 2023-2024 годах?

Как изменится "закон о тишине" в Москве в 2023-2024 годах? - 1 Документы

Вскоре москвичи смогут жаловаться на нарушение тишины в городе не только в ОАТИ, но и в полицию. Изменения в КоАП столицы, предусматривающие распределение полномочий между муниципальными и федеральными органами в рамках исполнения законодательства об охране общественного порядка, одобрены профильной комиссией МКГ.

Новость опубликована на сайте Мосгордумы и широко обсуждается в федеральных СМИ. Законопроект, скорее всего, будет принят, так как отвечает рекомендациям Конституционного суда РФ. Для москвичей поправки в местный КоАП означают усиление защиты прав на тишину в ночное и дневное время.

Какие изменения планируется принять

Комиссия МГД по законодательству, регламенту, правилам и процедурам на заседании 25 сентября поддержала законопроект об изменениях в КоАП Москвы.

Предполагается внести в местный КоАП следующие поправки:

  • возложить полномочия по составлению протоколов о нарушении тишины на сотрудников ОАТИ с последующей передачей их сотрудникам полиции;
  • передача полномочий сотрудникам полиции осуществляется в случае заключения соглашения об этом между МВД и Правительством Москвы;
  • в ночное время (с 23:00 до 7:00) составлять протоколы будут сотрудник полиции, а в дневное – сотрудники ОАТИ.

Таким образом, предлагается распределить полномочия по составлению протоколов о нарушении тишины между Объединением административно-технических инспекций, региональным органом власти, и полицией, входящей в систему федеральных правоохранительных органов

Кроме того, председатель профильной комиссии Мосгордумы А. Семенников предложил руководству ОАТИ выделить специальный номер, по которому москвичи смогут оперативно связываться с сотрудниками инспекции для вызова по факту правонарушения.

В настоящее время сотрудники полиции также составляют протоколы о нарушении тишины, по словам депутатов МГД, но делают это при наличии пробела в законодательстве.

Почему возникла необходимость в поправках

В России, как в федеральном государстве, есть разные уровни органов власти. Законодательство субъектов Российской Федерации принимается на уровне регионов. Московская городская дума, которая приняла столичный КоАП – это региональный орган власти, так как Москва является отдельным регионом, городом федерального значения.

Полиция относится к федеральным правоохранительным органам власти. Поэтому региональные нормативные акты на нее не распространяются, Мосгордума не может обязать сотрудников полиции составлять протоколы, нарушается субординация.

В 2014 году данное противоречие было урегулировано, в федеральный КоАП внесены поправки. Было установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ о нарушении общественного порядка, составляются сотрудниками полиции по соглашению с региональными органами исполнительной власти. От регионов потребовалось только принять поправки в местные законы и заключить соглашения.

Однако в столице сделано этого фактически не было, что привело к нарушению прав граждан на практике.

Позиция Конституционного суда

До Конституционного суда, уполномоченного признавать пункты законов не соответствующими Конституции РФ, дошел с заявлением москвич, который пожаловался на шумных соседей. В возбуждении дела по уголовной статье «Хулиганство» ему было отказано.

При этом сотрудники полиции отметили, что есть состав административного правонарушения по статье столичного КоАП о нарушении тишины. Однако возбуждать административное дело они не стали, сообщив, что у них отсутствуют полномочия по составлению протокола о таком правонарушении. Жалобы в прокуратуру и суд не помогли гражданину отстоять свою позицию. Госорганы подтверждали законность требований, но ссылались на формальное отсутствие в законодательстве необходимых норм.

Конституционный суд установил, что москвичу предоставляется право на компенсацию. Также он отметил, что несмотря на внесение в КоАП РФ поправок о распределении полномочий еще в 2014 году, в Москве изменения в местные законы внесены были только в 2022 году, но они могут применяться после заключения соглашения, а соглашение между МВД и Правительством столицы не заключено до сих пор. КС РФ признал неконституционным п. 1 ч. 3 ст. 16.5 КоАП Москвы, обязал внести изменения.

Какие поправки предлагаются

Судя по пресс-релизу, размещенному на сайте Мосгордумы, предлагается возложить полномочия по составлению протоколов о нарушении тишины на ОАТИ с последующей передачей их полиции по соглашению. В настоящее время в п. 1 ст. 3 ст. 16.5 КоАП Москвы указаны только сотрудники внутренних дел.

Внесение поправок по мнению депутатов, должно способствовать заключению соглашения с распределением обязанностей в ночное и дневное время. На заседании комиссии МГД присутствовали и представители ОВД, они подчеркнули важность принятия рамочного закона для заключения соглашения. Представители МВД отметили, что препятствием для заключения соглашения является отложенный срок вступления в силу закона, но пообещали проработать этот вопрос.

Сейчас рассматривается только общий порядок наделения госорганов полномочиями. Это предварительный этап для заключения соглашения, по которому полиция сможет составлять протоколы.

При этом стоит обратить внимание, что КС РФ отметил, что сотрудники полиции обязаны оказывать содействие ОАТИ даже в отсутствие соглашения.

Глушенкова Юлия Геннадьевна
Образование: Уральский государственный юридический университет
(ФГБОУ ВО «УрГЮУ») г. Екатеринбург, специальность юриспруденция, год окончания 2001.
Представитель в судах по гражданскому и семейному праву, автор статей юридической тематики на популярных сайтах.

Оцените автора
ProGov.Ru
Добавить комментарий