Навязывать запретили: обзор нововведений КоАП по защите прав потребителей

Навязывать запретили: обзор нововведений КоАП по защите прав потребителей - 1 Документы

В России введена административная ответственность за навязывание потребителю дополнительной продукции. До принятия соответствующего закона в КоАП РФ такое правонарушение упомянуто не было, то есть, фактически в кодексе появился новый состав.

Термин «потребитель» отсылает к закону о защите прав потребителей и перечисленным в нем обязанностям продавца по взаимодействию с покупателями: предоставлению информацию, приему претензий и т.д. Поэтому ответственность по новой норме будут нести должностные лица и предприятия: индивидуальные предприниматели и юрлица. Как и всегда, штрафы для юрлиц установлены в разы выше, чем для должностных лиц.

Какие изменения внесены

В соответствии с федеральным законом ФЗ-505 от 19.10.2023г. установлено следующее:

  • в КоАП РФ внесена новая норма – ч. 2.1 ст. 14.8 КоАП РФ, навязывание потребителю дополнительных продуктов: товаров, работ и услуг за отдельную плату. Ст. 14.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение иных прав потребителя;
  • введено наказание за навязывание товаров в виде штрафа, «вилка» штрафа для должностных лиц составляет от 2000 до 4 000 рублей, для юрлиц – от 20 000 до 40 000 рублей;
  • КоАП РФ дополнен еще одним составом – необоснованный отказ от рассмотрения требований потребителя, связанных с нарушением его прав или уклонение от их рассмотрения. Это будет ч. 4.1 ст. 14.8 КоАП РФ. То есть, на самом деле закон ввел целых два новых правонарушения в КоАП РФ;
  • наказание за отказ или уклонение от рассмотрения требований потребителя тоже штраф – для должностных лиц в размере от 15 000 рублей до 30 000 рублей, для юрлиц в размере от 100 000 рублей до 300 000 рублей. Наказания за отказ или уклонение от рассмотрения требований даже жестче, чем за навязывание продуктов, вероятно потому, что они носят не предотвращающий характер, а применяются постфактум.

Так как дата вступления в силу нормативного акта отдельно в законе не определена, он заработает через десять дней после официальной публикации, состоявшейся на Портале нормативно-правовых актов 19 октября 2023 года. То есть, вступит в силу ФЗ-505 30 октября 2023 года.

Что считается навязыванием

В соответствии с ФЗ-505 навязывание продукции потребителю – это:

  • предложение, сделанное до заключения основного договора, о приобретении дополнительных продуктов или о заключении иных договоров. Причем заключение основного договора, в котором заинтересован потребитель, ставится в зависимость от покупки сопутствующих товаров;
  • включение в основной договор любых условий об обязательном приобретении дополнительной продукции;
  • включение в основной договор условий о заключении иных договоров.

Что касается необоснованного отказа от выполнения требований потребителя, то по закону о защите прав потребителей у потребителя есть ряд «информационных» и «претензионных» прав, в том числе, на получение данных о товаре и производителе, предъявление претензий относительно качества, замену товара, который не подошел по фасону (кроме не подлежащих обмену) и т.д. Им коррелирует обязанность продавца предоставить информацию, рассмотреть требования и дать ответ в установленный срок.

Скорее всего, отказом будет считаться любой отрицательный ответ на просьбу принять заявление. Однако потребуются надлежащие доказательства: письменные, фото, видео, показания заинтересованных свидетелей обычно оцениваются критически в таких случаях.

Вероятно, под уклонением будет пониматься бездействие, игнорирование запросов потребителя, тогда как отказ предполагает активное действие.

Запрет на высадку детей-безбилетников из общественного транспорта: что рекомендовал Минтранс?

Суть изменений

В чем принципиальное новшество закона? Поправки распространяются на все виды товаров, работ и услуг. Законодатели особенно отметили, что навязывание дополнительных услуг активно практикуется при продаже автомобилей, когда дилеры настойчиво предлагают заключить договор личного страхования или имущественного.

Раньше штрафовали только в том случае, если в договор уже были включены условия, ущемляющие права потребителя. Этот состав можно трактовать широко и по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ нередко привлекали к ответственности за навязанную страховку, однако, это крайне неудобно для потребителя, нужно признавать договор в части недействительным и т.д. Новый состав позволяет предупредить правонарушение, и норма носит профилактический характер.

Первоначальная версия закона была более жесткой. Предлагалось штрафовать продавцов по ч. 2.1 КоАП РФ в размере двукратной стоимости дополнительно навязанных товаров. По ч. 4.1 КоАП РФ предполагалось установить наказание в виде штрафа в размере до миллиона рублей. В результате законодатели сочли возможным смягчить санкции за новые правонарушения.

Штрафы для индивидуальных предпринимателей и самозанятых

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут ответственность как должностные лица, если они совершили административное правонарушение. То есть, по новым составам их будут наказывать штрафами в меньшем размере.

Что касается самозанятых, то это спорный вопрос. Некоторые юристы выступают за приравнивание их к ИП, следовательно, назначение наказания, предусмотренного для должностных лиц и ИП. Однако на практике самозанятых при привлечении к административной ответственности рассматривают как физических лиц. В новых нормах ч. 2.1 ст. 14.8 и ч. 4.1 ст. 14.8 КоАП РФ наказание для физических лиц, граждан не предусмотрено, только для должностных лиц и предприятий.

«Нелегальный снимок»: как фото из сети обошлось Медсанчасти в 60 000 рублей

Глушенкова Юлия Геннадьевна
Образование: Уральский государственный юридический университет
(ФГБОУ ВО «УрГЮУ») г. Екатеринбург, специальность юриспруденция, год окончания 2001.
Представитель в судах по гражданскому и семейному праву, автор статей юридической тематики на популярных сайтах.

Оцените автора
ProGov.Ru
Добавить комментарий